Охрана окружающей среды

Сергей Кобзев
Несмотря на беспрецедентные внешние вызовы 2020 года, ОАО «РЖД» сохранило лидерские позиции по энергоэффективности и экологичности среди международных компаний мира. При реализации задач технологического развития стратегическим приоритетом Компании остается участие в достижении целей устойчивого развития, которые в аспекте экологической безопасности направлены на принятие мер по применению энерго- и материалосберегающих технологий, ликвидации экологического вреда, накопленного в результате деятельности железнодорожного транспорта прошлых лет, оптимальному использованию природных ресурсов и сохранению природных систем.
Сергей Кобзев Заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» — крупнейший природопользователь, работающий на территории 77 субъектов Российской Федерации. Выбор приоритетов ОАО «РЖД» в области рационального природопользования и повышения экологической безопасности до 2025 года определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 годаУтверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».. С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды основная цель ОАО «РЖД» — повышение уровня экологической безопасности, рационального природопользования и сохранения природных систем.

Ключевой документ, регламентирующий деятельность ОАО «РЖД» в сфере экологии, — Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасностиУтверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 21 января 2020 года № 102/р..

Основные природоохранные мероприятия ОАО «РЖД» в 2020 году

В 2020 году в ОАО «РЖД» одобрена Экологическая стратегия до 2030 года, которая отражает деятельность компании в направлении достижения глобальных целей ООН и национальных целей в области устойчивого развития.

Для достижения параметров Экологической стратегии выполнен большой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы управления природоохранной деятельностью, внедрение ресурсосберегающих технологий и наилучших природоохранных практик, снижение влияния деятельности подразделений Компании на окружающую среду.

Для содействия достижению целей устойчивого развития и климатической повестки ОАО «РЖД» входит в состав рабочих органов международных организаций системы ООН и МСЖД. В июле 2020 года генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» О. В. Белозёров подписал Декларацию МСЖД по устойчивому развитию, провозглашающую приверженность железнодорожных компаний сокращению удельного потребления энергии и объема выбросов CO>2, достижению углеродной нейтральности к 2050 году и реализации целей устойчивого развития.


Снижение воздействия на климат

В основе деятельности Компании по снижению воздействия на климат лежат положения Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года, а также Климатической доктрины Российской Федерации.

ОАО «РЖД» ответственно реализует Программу снижения выбросов парниковых газов при осуществлении своей деятельности. Управление выбросами парниковых газов – часть реализуемой корпоративной стратегии ОАО «РЖД». Компания ежегодно представляет данные для оценки выбросов парниковых газов, в том числе необходимые для написания отчета CDP, и принимает участие в заседаниях рабочих групп РСПП и Министерства экономического развития Российской Федерации. Компания участвует в рассмотрении нормативных документов федерального уровня, дает предложения и замечания с учетом специфики железнодорожного транспорта.

Для развития системы учета и управления выбросами парниковых газов в ОАО «РЖД» в конце 2019 года утверждена Программа организационно-технических мероприятий на 2020–2025 годы. Согласно ДПР, снижение удельного уровня выбросов парниковых газов в 2025 году по отношению к 2018 году составит 4,5 %. Снижение будет достигнуто за счет новых технологий, уменьшающих расход топлива в тяговой и стационарной энергетике. Внедрение модульных котельных, работающих на газе, взамен котельных, работавших на угле и мазуте, существенно сокращает количество выбросов вредных веществ в атмосферу.

Важную роль в снижении выбросов парниковых газов играет переход на новые типы подвижного состава. В частности, индикативный расчет воздействия на окружающую среду в результате использования электропоездов «Ласточка» показал значительное преимущество железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров перед автомобильным транспортом. В 2020 году выбросы от использования электропоезда «Ласточка» составили 105,9 тыс. т СО2, тогда как уровень выбросов от перевозки аналогичного количества пассажиров по тем же маршрутам автомобилями составил бы 829,2 тыс. т СО2 (в 7,8 раза больше).


Охрана атмосферы и снижение шумового воздействия

В рамках реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2020 году снизились на 13 % к предыдущему году.

Для защиты от шума и снижения выбросов в атмосферу в населенных пунктах Компания составляет шумовые карты, на основании которых можно будет ранжировать риски шумового воздействия и разрабатывать первоочередные мероприятия по их устранению. ОАО «РЖД» на постоянной основе осуществляет поиск инновационных решений по снижению уровня шума. Этому способствуют:

  • укладка бесстыкового пути;
  • шлифовка рельс и стрелочных переводов;
  • замена стрелочных переводов;
  • укладка амортизирующих прокладок;
  • алюминотермитная сварка рельс;
  • строительство шумозащитных экранов в рамках проведения работ по комплексной реконструкции и строительству железных дорог.

ОАО «РЖД» на постоянной основе осуществляет поиск инновационных решений по снижению уровня шума.


План охраны Байкала
Байкал

В ноябре 2020 года ОАО «РЖД» и Министерство природных ресурсов и экологии утвердили План мероприятий по охране окружающей среды на Байкальской природной территории при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры БАМа и Транссиба.

Ключевые элементы плана:

  • единая система экологического мониторинга для контроля при проведении работ в Байкальской экологической зоне (стационарные экологические лаборатории, комплексы видеофиксации, локальные стационарные посты и мобильные установки контроля);
  • очистка береговой линии озера Байкал на участках от пос. Байкал до пос. Таловка (361 км);
  • снижение негативного воздействия на территорию памятников природы регионального значения «Слюдянское озеро» и «Мыс Шаманский»;
  • перевод 14 пунктов обогрева путевых рабочих с отопительных печей на электрическую энергию;
  • развитие системы раздельного сбора отходов;
  • восстановление 20 га лесных насаждений;
  • привлечение пожарных поездов к тушению лесных пожаров вблизи железнодорожной инфраструктуры.

В рамках строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, которые требуются для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, на Байкальской природной территории запланировано 144 объекта, из них в стадии реализации — 47. На 69 объектов получены положительные заключения государственной экологической и государственной технической экспертиз. На каждый объект разрабатывается экологический паспорт, который содержит информацию о компенсационных мероприятиях, а также данные о выполнении экологического мониторинга и контроля.


Обращение с отходами
В 2020 году передано на утилизацию бумаги, пластика и стекла 1 522 т

Более 80 % образующихся в ОАО «РЖД» отходов обезвреживается и вовлекается во вторичный оборот. Основная их масса (лом черных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты) передается на сформированный рынок переработки отходов. Кроме того, отходы — как V класса опасности, так и II–IV классов — используются повторно внутри компании согласно полученной ОАО «РЖД» лицензии на деятельность в области обращения с отходами. Доля обезвреживания и вовлечения отходов во вторичный оборот в общем количестве их образования выросла в 2020 году на 0,3 п. п. по сравнению с 2019 годом.

В 2020 году в ОАО «РЖД» образовалось 1,406 млн т отходов, из которых утилизировано и обезврежено в структурных подразделениях компании 0,064 млн т. Сторонним организациям передано 1,477 млн т отходов, в том числе:

  • с целью последующей утилизации — 1,066 млн т;
  • для обезвреживания — 0,165 млн т;
  • для размещения — 0,246 млн т.
Доля обезвреживания и вовлечения отходов во вторичный оборот, %
Сохранение биоразнообразия

Большое внимание Компания уделяет сохранению биоразнообразия на полосах отвода железных дорог, в районе станций и вокзалов. В местах, где животные часто выходят на железнодорожный путь, применяется светоотражающая лента, организуются совместные обходы с приглашением представителей лесничеств и участков охотничьих хозяйств.


Сохранение биоразнообразия