Environmental protection

Sergey Kobzev
Despite the unprecedented external challenges of 2020, Russian Railways retained its global leading positions in energy efficiency and sustainability among international companies. In its technological advancement, the Company keeps prioritising contribution to the achievement of sustainable development goals, which, in terms of environmental safety, focus on promoting resource/energy saving technologies, eliminating environmental damage accumulated as a result of railway operations of previous years, efficient use of natural resources, and preservation of natural systems.
Sergey Kobzev Deputy CEO, Chief Engineer

Russian Railways is a major natural resource user operating in 77 regions of Russia. The Company has set its priorities in the rational use of natural resources and improving environmental safety until 2025 in line with the basic principles of state environmental development policy for the period through 2030 Approved by the Russian President on 30 April 2012 and by the Russian President’s Decree No. 204 On National Goals and Strategic Objectives of the Russian Federation through 2024 dated 7 May 2018. . Consistent with government’s environmental priorities, Russian Railways’ efforts are focused on improving environmental safety, ensuring rational use of resources and preserving natural systems.

The Company’s environmental activities are primarily governed by the Health, Environmental, Industrial and Fire Safety Policy of the Russian Railways Group Approved by Russian Railways’ Order No. 102/r dated 21 January 2020. .

Russian Railways’ key environmental initiatives in 2020

In 2020, Russian Railways approved the Environmental Strategy through 2030, which reflects the Company’s commitment to the UN global goals and national sustainable development goals.

As part of the Environmental Strategy implementation, significant steps were taken to enhance the environmental management framework, adopt resource-saving technologies and environmental best practices, and reduce the environmental footprint of the Company’s business units.

Russian Railways’ contribution to the goals of sustainable development and climate agenda include participation in the task forces of the UN organisations and International Union of Railways (UIC). In July 2020, Oleg Belozerov, CEO and Chairman of the Management Board of Russian Railways, signed the UIC Declaration on Sustainable Mobility, which proclaims railway companies’ commitment to reducing specific energy consumption and CO2 emissions, achieving carbon neutrality by 2050, and reaching sustainable development goals.


Reducing environmental impact

In reducing its environmental impact, the Company follows the Environmental Strategy through 2020 and potentially through 2030 and the Climate Doctrine of the Russian Federation. Russian Railways responsibly implements a programme for reducing GHG emissions in its operations.

GHG emissions management is an element of Russian Railways’ corporate strategy, Russian Railways submits annual data for GHG emission assessment for the purpose of CDP reporting and attends working group meetings of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP) and the Ministry of Economic Development. The Company takes part in discussions on federal regulations, submitting proposals and comments based on specifics of the railway transport.

In late 2019, to develop the GHG emissions accounting and management system, Russian Railways adopted a programme of organisational and technical initiatives for 2020–2025. According to the Long-Term Development Programme, specific GHG emissions in 2025 will be 4.5% down vs 2018. The decline will be attributable to new solutions which reduce fuel consumption in traction and stationary power generation. The deployment of modular gas-fired boilers instead of those fuelled by coal and fuel oil significantly reduces pollutant emissions.

Shifting to new types of rolling stock is essential for reducing GHG emissions. In particular, the indicative environmental impact of Lastochka electric trains calculated by the Company showed a significant advantage of rail passenger transport as compared to motor vehicles. In 2020, Lastochkas emitted 105.9 kt of CO2 vs 829.2 kt of CO2 which motor vehicles would emit for transporting the same number of passengers over the same route (7.8 times higher).


Air protection and noise exposure reduction

As part of the corporate Environmental Strategy, the Company cut its emissions from stationary sources in 2020 by 13% y-o-y.

For the purpose of noise control and reducing emissions in residential areas, the Company draws noise maps for ranking risks and developing a priority action plan to mitigate them. Other factors contributing to noise reduction:

  • continuous welded rails;
  • grinding of rails and interlocked turnouts;
  • turnout replacement;
  • use of anti-vibration pads;
  • aluminothermic welding of rails;
  • installation of noise protection screens as part of railway upgrade and construction.

Russian Railways always looks for innovative solutions to reduce noise levels.


Action plan to protect Lake Baikal
Lake Baikal

In November 2020, Russian Railways and the Ministry of Natural Resources and Environment approved the Action Plan for environmental protection in Lake Baikal’s natural territory during the construction and upgrade of the BAM and Trans-Siberian Railway infrastructure.

Its key elements include:

  • a unified environmental monitoring system to oversee the works in Baikal’s natural territory (stationary environmental laboratories, video recording units, local stationary posts and mobile control units);
  • cleaning up the shores of Lake Baikal between the villages of Baikal and Talovka (361 km);
  • reducing the negative impact on the territory of the Slyudyanskoye Lake and Shamansky Cape regional natural monuments;
  • switching 14 heating units for track labourers from furnaces to electric energy;
  • developing a separate waste collection system;
  • restoration of 20 ha of forests;
  • engaging fire trains in extinguishing forest fires near the railway infrastructure.

The construction and upgrade of infrastructure facilities required to increase the throughput capacity of the BAM and Trans-Siberian Railway covers 144 facilities in Lake Baikal’s natural territory, 47 of which are already in progress. 69 facilities have received the approvals of the state environmental and technical review boards. An environmental certificate covering compensatory measures and environmental monitoring and control data is provided for each facility.


Waste management
1,522 t of paper, plastic, and glass were delivered for disposal in 2020.

Up to 80% of the waste generated by Russian Railways is decontaminated, reused or recycled. Most of it (ferrous and non-ferrous scrap metals and used petroleum products) is handled by waste processing professionals. Waste is also reused within the Company, including waste hazard classes 5 and 2–4 as per the waste management licence obtained by Russian Railways. In 2020, the share of the production and consumption waste that was decontaminated, reused or recycled in the total waste generation increased by 0.3 p.p. y-o-y.

In 2020, Russian Railways generated 1.406 mt of production and consumption waste, of which 0.064 mt was disposed of or decontaminated by the Company’s units. 1.477 mt of waste was transferred to third parties, including:

  • 1.066 mt for subsequent disposal;
  • 0.165 mt for decontamination;
  • 0.246 mt for dumping.
Waste decontamination, reuse and recycling (%)
Biodiversity conservation

The Company pays great attention to the conservation of biodiversity in railway infrastructure areas and next to railway stations. Parts of tracks often crossed by animals are equipped with reflective tape, and are monitored together with forestry and hunting sector representatives.


Biodiversity

Охрана окружающей среды

Сергей Кобзев
Несмотря на беспрецедентные внешние вызовы 2020 года, ОАО «РЖД» сохранило лидерские позиции по энергоэффективности и экологичности среди международных компаний мира. При реализации задач технологического развития стратегическим приоритетом Компании остается участие в достижении целей устойчивого развития, которые в аспекте экологической безопасности направлены на принятие мер по применению энерго- и материалосберегающих технологий, ликвидации экологического вреда, накопленного в результате деятельности железнодорожного транспорта прошлыхлет, оптимальному использованию природных ресурсов и сохранению природных систем.
Сергей Кобзев Заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» — крупнейший природопользователь, работающий на территории 77 субъектов Российской Федерации. Выбор приоритетов ОАО «РЖД» в области рационального природопользования и повышения экологической безопасности до 2025 года определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 годаУтверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».. С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды основная цель ОАО «РЖД» — повышение уровня экологической безопасности, рационального природопользования и сохранения природных систем.

Ключевой документ, регламентирующий деятельность ОАО «РЖД» в сфере экологии, — Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасностиУтверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 21 января 2020 года № 102/р..

Основные природоохранные мероприятия ОАО «РЖД» в 2020 году

В 2020 году в ОАО «РЖД» одобрена Экологическая стратегия до 2030 года, которая отражает деятельность компании в направлении достижения глобальных целей ООН и национальных целей в области устойчивого развития.

Для достижения параметров Экологической стратегии выполнен большой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы управления природоохранной деятельностью, внедрение ресурсосберегающих технологий и наилучших природоохранных практик, снижение влияния деятельности подразделений Компании на окружающую среду.

Для содействия достижению целей устойчивого развития и климатической повестки ОАО «РЖД» входит в состав рабочих органов международных организаций системы ООН и МСЖД. В июле 2020 года генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» О. В. Белозёров подписал Декларацию МСЖД по устойчивому развитию, провозглашающую приверженность железнодорожных компаний сокращению удельного потребления энергии и объема выбросов CO>2, достижению углеродной нейтральности к 2050 году и реализации целей устойчивого развития.


Снижение воздействия на климат

В основе деятельности Компании по снижению воздействия на климат лежат положения Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года, а также Климатической доктрины Российской Федерации.

ОАО «РЖД» ответственно реализует Программу снижения выбросов парниковых газов при осуществлении своей деятельности. Управление выбросами парниковых газов – часть реализуемой корпоративной стратегии ОАО «РЖД». Компания ежегодно представляет данные для оценки выбросов парниковых газов, в том числе необходимые для написания отчета CDP, и принимает участие в заседаниях рабочих групп РСПП и Министерства экономического развития Российской Федерации. Компания участвует в рассмотрении нормативных документов федерального уровня, дает предложения и замечания с учетом специфики железнодорожного транспорта.

Для развития системы учета и управления выбросами парниковых газов в ОАО «РЖД» в конце 2019 года утверждена Программа организационно-технических мероприятий на 2020–2025 годы. Согласно ДПР, снижение удельного уровня выбросов парниковых газов в 2025 году по отношению к 2018 году составит 4,5 %. Снижение будет достигнуто за счет новых технологий, уменьшающих расход топлива в тяговой и стационарной энергетике. Внедрение модульных котельных, работающих на газе, взамен котельных, работавших на угле и мазуте, существенно сокращает количество выбросов вредных веществ в атмосферу.

Важную роль в снижении выбросов парниковых газов играет переход на новые типы подвижного состава. В частности, индикативный расчет воздействия на окружающую среду в результате использования электропоездов «Ласточка» показал значительное преимущество железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров перед автомобильным транспортом. В 2020 году выбросы от использования электропоезда «Ласточка» составили 105,9 тыс. т СО2, тогда как уровень выбросов от перевозки аналогичного количества пассажиров по тем же маршрутам автомобилями составил бы 829,2 тыс. т СО2 (в 7,8 раза больше).


Охрана атмосферы и снижение шумового воздействия

В рамках реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2020 году снизились на 13 % к предыдущему году.

Для защиты от шума и снижения выбросов в атмосферу в населенных пунктах Компания составляет шумовые карты, на основании которых можно будет ранжировать риски шумового воздействия и разрабатывать первоочередные мероприятия по их устранению. ОАО «РЖД» на постоянной основе осуществляет поиск инновационных решений по снижению уровня шума. Этому способствуют:

  • укладка бесстыкового пути;
  • шлифовка рельс и стрелочных переводов;
  • замена стрелочных переводов;
  • укладка амортизирующих прокладок;
  • алюминотермитная сварка рельс;
  • строительство шумозащитных экранов в рамках проведения работ по комплексной реконструкции и строительству железных дорог.

ОАО «РЖД» на постоянной основе осуществляет поиск инновационных решений по снижению уровня шума.


План охраны Байкала
Байкал

В ноябре 2020 года ОАО «РЖД» и Министерство природных ресурсов и экологии утвердили План мероприятий по охране окружающей среды на Байкальской природной территории при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры БАМа и Транссиба.

Ключевые элементы плана:

  • единая система экологического мониторинга для контроля при проведении работ в Байкальской экологической зоне (стационарные экологические лаборатории, комплексы видеофиксации, локальные стационарные посты и мобильные установки контроля);
  • очистка береговой линии озера Байкал на участках от пос. Байкал до пос. Таловка (361 км);
  • снижение негативного воздействия на территорию памятников природы регионального значения «Слюдянское озеро» и «Мыс Шаманский»;
  • перевод 14 пунктов обогрева путевых рабочих с отопительных печей на электрическую энергию;
  • развитие системы раздельного сбора отходов;
  • восстановление 20 га лесных насаждений;
  • привлечение пожарных поездов к тушению лесных пожаров вблизи железнодорожной инфраструктуры.

В рамках строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, которые требуются для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, на Байкальской природной территории запланировано 144 объекта, из них в стадии реализации — 47. На 69 объектов получены положительные заключения государственной экологической и государственной технической экспертиз. На каждый объект разрабатывается экологический паспорт, который содержит информацию о компенсационных мероприятиях, а также данные о выполнении экологического мониторинга и контроля.


Обращение с отходами
В 2020 году передано на утилизацию бумаги, пластика и стекла 1 522 т

Более 80 % образующихся в ОАО «РЖД» отходов обезвреживается и вовлекается во вторичный оборот. Основная их масса (лом черных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты) передается на сформированный рынок переработки отходов. Кроме того, отходы — как V класса опасности, так и II–IV классов — используются повторно внутри компании согласно полученной ОАО «РЖД» лицензии на деятельность в области обращения с отходами. Доля обезвреживания и вовлечения отходов во вторичный оборот в общем количестве их образования выросла в 2020 году на 0,3 п. п. по сравнению с 2019 годом.

В 2020 году в ОАО «РЖД» образовалось 1,406 млн т отходов, из которых утилизировано и обезврежено в структурных подразделениях компании 0,064 млн т. Сторонним организациям передано 1,477 млн т отходов, в том числе:

  • с целью последующей утилизации — 1,066 млн т;
  • для обезвреживания — 0,165 млн т;
  • для размещения — 0,246 млн т.
Доля обезвреживания и вовлечения отходов во вторичный оборот, %
Сохранение биоразнообразия

Большое внимание Компания уделяет сохранению биоразнообразия на полосах отвода железных дорог, в районе станций и вокзалов. В местах, где животные часто выходят на железнодорожный путь, применяется светоотражающая лента, организуются совместные обходы с приглашением представителей лесничеств и участков охотничьих хозяйств.


Сохранение биоразнообразия