Управление финансовыми рисками
Компания уделяет особое внимание управлению финансовыми рисками, включая страхование имущественного комплекса и ответственности. В 2020 году в число основных задач в области развития системы управления финансовыми рисками входили ее адаптация под возможные неблагоприятные геополитические и макроэкономические факторы, а также продолжение работы по распространению единых принципов по управлению финансовыми рисками в холдинге «РЖД».
Основной нормативный документ системы управления финансовыми рисками — Политика управления финансовыми рисками ОАО «РЖД». Центром принятия решений по управлению финансовыми рисками является Комиссия по управлению финансовыми рисками (КУФР) — коллегиальный орган под руководством первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД». Практика управления финансовыми рисками продемонстрировала эффективность КУФР в качестве центра принятия управленческих решений. Это обусловлено вовлечением всех причастных подразделений в процесс обсуждения и выработки взвешенных решений с учетом всех сопутствующих рисков. Заседания КУФР проводятся на регулярной основе. В течение 2020 года было проведено в общей сложности более 10 заседаний, в ходе которых рассмотрен широкий спектр вопросов, в том числе управление валютной позицией ОАО «РЖД», определение подходов к хеджированию, управление финансовыми рисками в рамках реализации первоочередных инвестиционных проектов.
Применяемые в ОАО «РЖД» подходы к финансовому риск-менеджменту основаны на передовых практиках управления финансовыми рисками, принципах диверсификации путем использования различных инструментов управления рисками и надежных контрагентов. Политика риск-менеджмента исключает спекулятивные инструменты управления рисками, а также операции с ненадежными контрагентами.
Кредитные риски
Для управления кредитными рисками в ОАО «РЖД» действуют методики расчета кредитных лимитов, нормативные документы, определяющие работу с банковскими гарантиями и поручительствами, в том числе единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по работе с инструментами обеспечения. Компания осуществляет оценку финансовых институтов и расчет соответствующих кредитных лимитов, регулирующих операции с банками по размещению депозитов и приему банковских гарантий в зависимости от оценки состояния соответствующего финансового института. Оценка финансовых институтов осуществляется на основе анализа качественных и количественных показателей деятельности банков в соответствии с внутренней методикой, разработанной при поддержке ведущих экспертов в области риск-менеджмента. Компания уделяет особое внимание постоянному совершенствованию и развитию подходов по оценке финансовых институтов, учитывающих актуальные изменения в банковской сфере Российской Федерации. Расчет кредитных лимитов производится с использованием автоматизированной системы.
При взаимодействии с компаниями реального сектора для обеспечения защиты ОАО «РЖД» от рисков неисполнения контрагентом своих обязательств применяется система стандартов управления, включающая в себя типовые условия расчетов с контрагентами, обеспечительные меры, казначейский контроль, нормирование дебиторской и кредиторской задолженностей, банковские гарантии серьезности намерений по участию в конкурентных закупочных процедурах, надлежащего исполнения своих обязательств, возврата авансов. Выбор финансовых институтов — эмитентов банковских гарантий и поручителей осуществляется с учетом кредитной истории, действующих кредитных лимитов.
Риск потери ликвидности
Оперативное управление ликвидностью Компании осуществляется на основе платежного баланса, платежного календаря и платежной позиции в пределах утвержденных бюджетов. В зависимости от текущей ликвидности Компания осуществляет оперативное привлечение или размещение денежных средств на лучших рыночных условиях. Оперативное управление ликвидностью осуществляется на базе систем Reuters и Bloomberg. Компания активно вводит принципы управления внутри Холдинговой ликвидностью с применением инструмента кеш-пуллинга.
Валютные и процентные риски
Для оценки данных рисков Компания применяет моделирование и оценку бюджетных параметров с учетом возможной волатильности соответствующих рыночных параметров. Оценка величины валютного риска ОАО «РЖД» и выбор инструмента управления валютным риском основываются на анализе открытой валютной позиции Компании (ОВП). Для расчета ОВП операции Компании анализируются и группируются в разрезе инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.
Величина и структура рассчитанной открытой валютной позиции влияют на политику заимствований Компании и определяют подходы к хеджированию. Компания на регулярной основе пересматривает ОВП и корректирует соответствующие мероприятия по управлению валютным риском и валютным портфелем заимствований.
Компания минимизирует валютные риски путем снижения открытой валютной позиции, в том числе применяя производные финансовые инструменты. Компания ставит себе целью поддержание ОВП близкой к нейтральной, при которой входящие и исходящие денежные потоки в иностранных валютах компенсируют друг друга. В основе оценки величины процентного риска лежит анализ волатильности плавающих процентных ставок и соответствующее влияние на портфель заимствований ОАО «РЖД». Компания также формирует и рассматривает ОВП холдинга «РЖД» с целью оценки профиля риска и выработки скоординированных решений по Холдингу в целом.
Принимая во внимание возросший риск изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам, начиная с 15 июля 2015 года в соответствии со своей утвержденной политикой управления валютными рисками Компания применяет учет хеджирования к обязательствам, номинированным в валюте. В качестве объекта хеджирования назначена выручка от транзитной перевозки через территорию Российской Федерации, номинированная в швейцарских франках, а также инвестиции в компанию GEFCO, номинированные в евро. В качестве инструментов хеджирования выступают кредиты и займы в швейцарских франках и долларах США (с учетом конвертации в швейцарские франки) и часть займа в евро, соответствующая величине чистой инвестиции в компанию GEFCO.
Учет хеджирования позволяет отразить эффект от реализации политики управления валютными рисками и снизить волатильность финансового результата Компании в условиях изменения валютных курсов. Так, курсовые разницы по займам, участвующим в хеджировании, признаются в капитале с последующим переносом в состав отчета о прибылях и убытках по мере получения валютной выручки и (или) реализации валютного актива.
По мере привлечения заимствований в валюте Компания проводит детальный анализ возможности применения к ним учета хеджирования в соответствии с российскими и международными стандартами финансовой отчетности. По состоянию на 31 декабря 2020 года более чем к 90 % заимствований Компании, номинированных в иностранной валюте, применялся учет хеджирования.