На службе людей и страны
ОАО «РЖД» в 2020 году в условиях COVID-неопределенности сумело обеспечить сохранение важного инструмента — перевозочного процесса.
Падение объемов перевозок, как грузовых, так и пассажирских, требует от перевозчика оптимизации расходов. Содержание инфраструктуры является дорогостоящим процессом, который по основным статьям не коррелирует с отрицательной динамикой предъявления грузов и пассажиропотока.
Специалисты ОАО «РЖД» организовали перевозочный процесс с минимальными потерями и высокой эффективностью. Такой подход позволил Компании сохранить высококвалифицированный персонал, избежать перевода сотрудников на неполный рабочий день и повысить производительность труда.
Умение обеспечивать высокие показатели при сильном внешнем давлении позволило руководству ОАО «РЖД» провести в сжатые сроки мероприятия по внедрению на сети железных дорог технологии удаленного доступа сотрудников.
При высоком негативном воздействии, связанном с объективными внешними факторами, «Российские железные дороги» сумели обеспечить мероприятия по реализации инфраструктурных проектов на Восточном полигоне и Московском транспортном узле.
Понимая, что условия работы 2020 года кратковременны, ОАО «РЖД» не прекращало работы по совершенствованию перевозочного процесса, внедряя современные технологии.
В ушедшем 2020 году были заложены проекты по развитию квантовых коммуникаций. Благодаря данным технологиям в ближайшие три года пользователи услуг железнодорожного транспорта получат доступ к опережающим время программным продуктам, обеспечивающим взаимодействие клиента, инфраструктуры и перевозчика.
Иванкин Павел Анатольевич, президент Института исследований проблем железнодорожного транспорта
2020 год наглядно показал хрупкость сложившегося «устойчивого» экономического состояния мира и России в частности. Нарастание пандемии COVID-19 и принятие все больших мер по сдерживанию ее распространения нарушили сложившиеся глобальные кооперационные цепочки, ограничили товарооборот. Жизнь фактически остановилась на всей планете. Закрытые границы и ограничения возможности перемещения вызвали закономерное снижение транспортной подвижности населения, что негативно сказалось на деятельности пассажирских перевозчиков. Объем пассажирских перевозок в периоды локдаунов падал до 70 %. При этом уровень снижения пассажиропотока в России был сопоставим с европейскими странами.
Стоит отметить, что и ОАО «РЖД», и перевозчики других стран стремились помочь своим государствам в борьбе с инфекцией даже в ущерб собственным экономическим интересам. Так, в России для обеспечения социальной дистанции не сокращалось количество рейсов. Системы обеззараживания воздуха в подвижном составе хорошо себя зарекомендовали и стали одним из необходимых видов оборудования на пассажирском транспорте. В целом был перенастроен технологический процесс для выполнения всех установленных требований по защите здоровья пассажиров, в частности для минимизации контактов большинство сервисов было переведено на бесконтактную модель обслуживания.
Кроме того, ОАО «РЖД» оказывало поддержку перевозчикам пассажиров. Так, по итогам 2020 года была предоставлена отсрочка платежей АО «ФПК» и пригородным компаниям на сумму свыше 23 млрд руб., а в отдельные периоды 2020 года размер отсроченных платежей превышал 30 млрд руб.
Хотя и наблюдалось сокращение объемов перевозок, развитие маршрутной сети пассажирского сообщения было одним из важных направлений деятельности Компании, что позволило запустить 20 новых пригородных маршрутов и даже ретропоезд между Москвой и Переславлем-Залесским.
Российские железные дороги уникальны совмещенным движением грузовых и пассажирских поездов, при этом грузовые перевозки генерируют значительно больше доходных поступлений по отношению к пассажирским. Поэтому существенное падение пассажиропотока не стало критическим для холдинга «РЖД», однако в конце 2019 года погрузка на сети ОАО «РЖД» после нескольких лет устойчивого роста начала сокращаться, что связано с рядом факторов как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В 2020 году усиленная пандемией COVID-19 и замедлением мировой экономической активности отрицательная динамика погрузки сохранилась и даже усилилась.
По итогам года наиболее значительно просели сырьевые грузы (нефтяные грузы, уголь) и черные металлы, но при этом на 28,7 % увеличилась погрузка зерна, на 6,1 % — погрузка строительных грузов. Пандемия дополнительно стимулировала развитие контейнерных перевозок железнодорожным транспортом. Ведь из-за карантинных ограничений снизилось предложение автоперевозчиков, в первую очередь при транзитных перевозках, в то же время грузы в контейнерах по железным дорогам стабильно доставлялись. Сегодня железнодорожникам нужно сделать все, чтобы новые клиенты из России и зарубежных стран оценили удобство железнодорожных маршрутов и стали их постоянными пользователями.
В целях поддержки клиентов и сохранения грузовой базы ОАО «РЖД» активно применяло меры технологического и тарифного характера. В начале распространения пандемии Компания предоставила скидку до 42,5 % на перевозки ряда социально значимых грузов в крытых вагонах, впоследствии эта практика масштабировалась, общий размер скидок эквивалентен поддержке в 21,4 млрд руб. Отдельно стоит отметить, что распространение пандемии стимулировало активное развитие цифровых сервисов и бесконтактных интерфейсов при перевозке грузов. Так, на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» стало возможно оформлять более 70 % юридически значимых процедур.
Несмотря на снижение доходных поступлений, были сохранены инвестиции в приобретение новых вагонов, удалось сохранить большую часть заказа на локомотивы. Это позволило не дать упасть другой важной отрасли — железнодорожному машиностроению, позволило сохранить работу над НИОКР и другими инвестиционными проектами. Были сохранены и важнейшие экологические инициативы самого Холдинга.
В непростых условиях 2020 года железнодорожники продемонстрировали профессионализм и слаженную работу при организации своей деятельности. Восстановление рынка перевозок во многом зависит от дальнейшего развития ситуации с пандемией COVID-19, но вряд ли 2021 год позволит наверстать все потери прошлого года. Многие негативные эффекты только начинают раскрываться и потребуют дополнительных усилий для достижения стратегических целей, стоящих перед ОАО «РЖД».
В 2020 году изменился уклад жизни, в частности, широкомасштабная и продолжительная дистанционная работа для миллионов людей и тысяч предпринимателей стала реальностью. Принять и правильно использовать эти изменения — один из основных вызовов на ближайшие 10 лет. Во многом от скорости адаптации транспортной отрасли зависит восстановление баланса и последующий рост экономики России.
Саакян Юрий Завенович, кандидат физико-математических наук, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)