Обзор рынка

Российская экономика в 2020 году

Развитие макроэкономической ситуации в России в 2020 году соответствовало общемировым трендам и проходило под негативным влиянием COVID-19 при снижении потребительского и инвестиционного спроса.

ВВП России снизился на 3,0 % после роста на 2,0 % в 2019 году. Низшая точка развития российской экономики в 2020 году пришлась на II квартал, когда экономический спад составил 7,8 % в годовом исчислении. В III квартале глубина спада уменьшилась до 3,5 %, а в IV квартале — до 1,8 %. Объемы промышленного производства, имеющие определяющее значение для грузовых перевозок железнодорожным транспортом, в 2020 году сократились на 2,6 % после роста на 3,4 % в 2019 году. При этом, если в добывающих отраслях снижение производства в 2020 году составило 6,9 %, то в обрабатывающем секторе произошел незначительный рост (на 0,6 %).

Дополнительное негативное влияние на экономику России в 2020 году оказывали низкие мировые цены на нефть и некоторые другие товары российского экспорта. По многим товарам, которые обеспечивают объемы грузовых железнодорожных перевозок в экспортном сообщении, снизились поставки в физическом выражении.

Несмотря на негативное воздействие пандемии и низких цен на нефть, российская экономика в 2020 году пострадала не так сильно, как многие развитые страны. В первую очередь это связано со структурой российской экономики. На многие крупные предприятия, составляющие ее основу, ограничения не распространялись в силу особенностей их производственного процесса. При этом доли малого и среднего бизнеса, сферы услуг, которые сильнее других пострадали от кризиса и запрета на деятельность, в России существенно ниже, чем в развитых странах. Свою роль сыграл и отказ от возобновления ограничительных мер в IV квартале 2020 года, что позволило национальной экономике продолжить восстановление.

Среди факторов, которые поддержали экономику России в 2020 году, следует выделить реализацию антикризисной программы Правительства Российской Федерации и активизацию бюджетных расходов, относительно мягкую денежно-кредитную политику Банка России, а также перераспределение населением значительных средств, не потраченных за рубежом из-за закрытых границ, на внутреннее потребление.

Вместе с тем меньший кризисный провал в российской экономике в 2020 году по сравнению с мировой создает вероятность менее активного восстановления. Согласно базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России от сентября 2020 года, рост ВВП России в 2021 году составит 3,3 %, а в прогнозе от апреля 2021 года темп скорректирован до 2,9 %. Прогноз МВФ предполагает рост ВВП России в 2021 году на 3,8 % при ожиданиях роста мирового ВВП на 6,0 %.

При этом риски для экономики России в 2021 году достаточно высоки. К ним относятся сохраняющаяся неопределенность по поводу дальнейшего развития эпидемиологической ситуации в стране и в мире, геополитическая напряженность и вероятность новых санкций, эффекты от возврата к консервативной бюджетной политике, а также вероятность ценовой коррекции на мировых товарных рынках.


Изменение макроэкономических показателей России, % к предыдущему году
Рынок грузовых перевозок

В 2020 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России снизился на 4,9 % относительно 2019 года, до 5 397,2 млрд ткм. В том числе грузооборот трубопроводного транспорта уменьшился на 8 %, воздушного — на 3,7 %, внутреннего водного — на 8,6 %, автомобильного — на 1,3 %, и только грузооборот морского транспорта вырос на 16,2 %.

Груженый грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 2,2 %. В то же время доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны выросла до 47,2 % (на 1,3 п. п. выше уровня 2019 года). Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 87 % (на 0,1 п. п. ниже уровня 2019 года).


Грузооборот по видам транспорта в 2020 году
Вид транспорта 2020 год Доля видов транспорта в общем грузообороте, %
млрд ткм Изменение к 2019 году, % 2019 год 2020 год
Весь транспорт 5 397,2 −4,9 100,0 100,0
ЖелезнодорожныйГруженый грузооборот. 2 545,3 −2,2 45,9 47,2
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» и АО «АК «ЖДЯ»Грузооборот по данным ОАО «РЖД» без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии. 2 544,8 −2,2 45,9 47,2
Автомобильный 271,8 −1,3 4,9 5,0
в том числе авто на коммерческой основе 149,9 −1,3 2,7 2,8
МорскойВ перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях таймчартера), плавающими под государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. 42,5 +16,2 0,6 0,8
Внутренний водный 60,2 −8,6 1,16 1,12
Воздушный (транспортная авиация) 7,1 −3,7 0,13 0,13
Трубопроводный 2 470,2 −8,0 47,3 45,8
Справочно:
доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного 87,1 87,0
доля ОАО «РЖД» без учета трубопроводного 87,1 87,0
Рынок пассажирских перевозок

В 2020 году пассажирооборот транспорта в России уменьшился на 45,2 % по сравнению с 2019 годом, до 312,7 млрд пасс.-кмБез учета городского транспорта.. В том числе пассажирооборот по видам транспорта составил:

  • железнодорожного — 78,6 млрд пасс.-км;
  • автомобильного — 80,4 млрд пасс.-км;
  • воздушного — 153,5 млрд пасс.-км.

В 2020 году на всех видах транспорта произошло снижение пассажирооборота. Пассажирооборот железнодорожного транспорта упал на 41,2 % к уровню 2019 года, но его доля в общем пассажирообороте увеличилась до 25,1 % (+1,7 п. п.).

Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 25,7 % (+5,8 п. п. к уровню 2019 года). В структуре пассажирооборота общего пользования воздушный транспорт занимает 49,1 % (−7,5 п. п. к уровню 2019 года).

В 2020 году в связи с пандемией и частичным прекращением регулярного и чартерного авиасообщения пассажирооборот воздушного транспорта упал к уровню 2019 года на 52,5 %По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).. В 2020 году пассажирооборот российских авиакомпаний на международных направлениях снизился на 74,2 %. На внутрироссийских направлениях он сократился существенно меньше, на 22,3 %. Доля внутрироссийского сообщения в общем пассажирообороте российских авиакомпаний возросла на 26,6 п. п. в результате снижения пассажирооборота на международных направлениях. В силу этого железнодорожный транспорт продолжает испытывать конкурентное давление со стороны воздушного транспорта на внутрироссийских направлениях в дерегулируемом сегменте.


Положение ОАО «РЖД» в железнодорожной отрасли

Грузовые перевозки

В сфере грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» — единственный перевозчик на всей принадлежащей ему инфраструктуре. Начиная с 2011 года вагонный парк холдинга «РЖД», предназначенный для коммерческого использования, находится в собственности дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», информация о деятельности которых представлена в соответствующих разделах данного отчета.

Пассажирские перевозки

ОАО «РЖД» обеспечивает предоставление железнодорожной инфраструктуры для осуществления пассажирских перевозок и является единственной в России компанией, предоставляющей услуги высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Традиционные пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении осуществляются дочерними и зависимыми компаниями ОАО «РЖД», информация о деятельности которых, включая их долю рынка, представлена в соответствующих разделах данного отчета.


Пассажирооборот по видам транспорта в 2020 году
Вид транспорта 2020 год Доля видов транспорта в общем пассажирообороте, %
млрд
пасс.-км
Изменение к 2019 году, % 2019 год 2020 год
Пассажирооборот транспорта общего пользования 312,7 −45,2 100,0 100,0
Железнодорожный 78,6 −41,2 23,4 25,1
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» 78,1 −41,4 23,4 25,0
Автомобильный (автобусы) 80,4 −29,1 19,9 25,7
Внутренний водный 0,2 −59,5 0,1 0,07
Морской 0,03 −39,5 0,009 0,01
Воздушный 153,5 −52,5 56,6 49,1