Market overview

Russian economy in 2020

2020 saw Russian macroeconomic performance follow global trends as it was negatively affected by the COVID-19 pandemic and weaker consumer and investment demand.

The nation’s GDP dropped by 3.0% after a 2.0% growth in 2019. In Q2 2020, the Russian economy reached its lowest point, with recession amounting to 7.8% year-on-year. In Q3, the downturn was less pronounced, standing at 3.5%, and Q4 saw a contraction of 1.8%. In 2020, industrial production, which is of critical importance to the rail freight transportation sector, decreased by 2.6% after expanding by 3.4% in 2019. The contraction in extractive industries in 2020 totalled 6.9%, whereas the processing sector saw an insignificant upside (by 0.6%).

Factors that had an additional negative impact on the Russian economy in 2020 include low global prices for oil and some other goods that Russia exports. Exports of many cargoes accounting for a major share of export rail freight transportation also dropped in volume terms.

Despite the economic fallout from the pandemic and low oil prices, the Russian economy contracted less than many developed economies in 2020, which is primarily the result of its structure. A number of large businesses that are the backbone of the economy were not affected by the lockdown due to the nature of their operations. In Russia, the number of SMEs and businesses in the services sector that suffered greatly from the crisis and lockdown is far lower than in developed countries. The government’s refusal to reintroduce restrictions in Q4 2020 also spurred further recovery of the national economy.

Drivers that supported the Russian economy in 2020 include the anti-crisis programme by the Russian Government, increased government spending, relatively expansionary monetary policy pursued by the Bank of Russia, and redistribution of significant funds that households were unable to spend abroad because of the closed borders in favour of domestic consumption.

However, a milder decline of the Russian economy in 2020 as compared to the global economy means that recovery will be less pronounced as well. According to the base case scenario of the Russian Ministry of Economic Development of September 2020, the Russian GDP growth in 2021 will total 3.3%, with the April 2021 forecast revising the growth rate down to 2.9%. According to the IMF outlook, the Russian GDP will add 3.8% in 2020, compared to the expected global GDP growth of 6.0%.

At the same time, the Russian economy is exposed to relatively high risks in 2021, including uncertainty about further epidemiological developments in the country and globally, geopolitical tensions and probability of new sanctions, implications of a return to the conservative fiscal policy, and probable price corrections in global commodity markets.


Change in Russian macroeconomic indicators, % y-o-y
Freight transportation market

According to the Russian Federal State Statistics Service, in 2020, freight turnover in Russia decreased by 4.9% y-o-y to 5,397.2 bn tkm. In particular, 2020 saw freight turnover of the pipeline transport decrease by 8%, air transport by 3.7%, inland waterways by 8.6%, and road transport by 1.3%, with sea transport being the only exception and delivering an increase of 16.2% in freight turnover.

Loaded freight turnover in the railway segment dropped by 2.2%. Railway transport expanded to account for 47.2% of the country’s total freight turnover (up 1.3 pp vs 2019), or 87% (down 0.1 pp vs 2019) with the pipeline transport excluded.


Freight turnover by transport mode in 2020
Transport mode 2020 Share in total freight turnover, %
bn tkm Y-o-y change, % 2019 2020
All transport modes 5,397.2 −4.9 100.0 100.0
RailwayLoaded freight turnover. 2,545.3 −2.2 45.9 47.2
Including the infrastructure of Russian Railways and Yakutia Railways Freight turnover according to Russian Railways excluding empty runs of own railcars. 2,544.8 −2.2 45.9 47.2
Road 271.8 −1.3 4.9 5.0
Including commercial road transport 149.9 −1.3 2.7 2.8
SeaFor reference: freight transportation by sea and inland waterways includes shipments made under freight transportation contracts by the company’s own and/or leased (chartered) vessels (including vessels leased to foreign companies (charterers) under time charter arrangements) flying the flag of the Russian Federation with the relevant shipping documents in place. 42.5 +16.2 0.6 0.8
Inland waterways 60.2 −8.6 1.16 1.12
Air (transport aviation) 7.1 −3.7 0.13 0.13
Pipeline 2,470.2 −8.0 47.3 45.8
For reference:
Share of railway transport excluding pipelines 87.1 87.0
Share of Russian Railways excluding pipelines 87.1 87.0
Passenger transportation market

In 2020, Russia’s passenger turnover decreased by 45.2% y-o-y to 312.7 bn pkm. Excluding intra-urban transport. Passenger turnover by transport mode is outlined below:

  • 78.6 bn pkm in railway transport;
  • 80.4 bn pkm in road transport;
  • 153.5 bn pkm in air transport.

2020 saw a decrease in passenger turnover across all transport modes. Despite a 41.2% y-o-y drop in railway passenger turnover, its share in total passenger turnover went up 1.7 pp to 25.1%.

The share of the road transport (bus service) segment in total public transport passenger turnover is 25.7% (up 5.8 pp vs 2019). Air transport accounts for 49.1% of total public transport passenger turnover (down 7.5 pp vs 2019).

In 2020, the COVID-19 pandemic and partly cancelled regular and charter flights caused passenger turnover in air transport to go down by 52.5% y-o-yAccording to the Federal Air Transport Agency (Rosaviatsiya).. In 2020, passenger turnover of Russian airlines on international air routes decreased by 74.2%. Domestic routes saw a considerably smaller decrease of 22.3%. The domestic flights’ share of total passenger turnover of Russian airlines rose by 26.6 pp amid reduced passenger turnover on international routes. As a result, railway transport in the deregulated segment remains under competitive pressure of air transport on domestic routes.


Position of Russian Railways in the railway industry

Freight transportation

Russian Railways is the only carrier in rail freight transportation that operates its fully owned infrastructure. Since 2011, the Russian Railways Group’s railcar fleet intended for commercial use has been owned by the Company’s subsidiaries and affiliates. Further information on their business is available in respective sections of this report.

Passenger transportation

Russian Railways provides rail infrastructure for passenger transportation and is the only Russian company that carries out ultra high-speed passenger transportation by rail. Russian Railways’ subsidiaries and affiliates provide conventional long-haul and suburban railway transportation services. Further information on their business is available in respective sections of this report.


Passenger turnover by transport mode in 2020
Transport mode 2020 Share in total passenger turnover, %
bn pkm Y-o-y change, % 2019 2020
Public transport total 312.7 −45.2 100.0 100.0
Railway 78.6 −41.2 23.4 25.1
Including Russian Railways’ infrastructure 78.1 −41.4 23.4 25.0
Road (bus service) 80.4 −29.1 19.9 25.7
Inland waterways 0.2 −59.5 0.1 0.07
Sea 0.03 −39.5 0.009 0.01
Air 153.5 −52.5 56.6 49.1

Обзор рынка

Российская экономика в 2020 году

Развитие макроэкономической ситуации в России в 2020 году соответствовало общемировым трендам и проходило под негативным влиянием COVID-19 при снижении потребительского и инвестиционного спроса.

ВВП России снизился на 3,0 % после роста на 2,0 % в 2019 году. Низшая точка развития российской экономики в 2020 году пришлась на II квартал, когда экономический спад составил 7,8 % в годовом исчислении. В III квартале глубина спада уменьшилась до 3,5 %, а в IV квартале — до 1,8 %. Объемы промышленного производства, имеющие определяющее значение для грузовых перевозок железнодорожным транспортом, в 2020 году сократились на 2,6 % после роста на 3,4 % в 2019 году. При этом, если в добывающих отраслях снижение производства в 2020 году составило 6,9 %, то в обрабатывающем секторе произошел незначительный рост (на 0,6 %).

Дополнительное негативное влияние на экономику России в 2020 году оказывали низкие мировые цены на нефть и некоторые другие товары российского экспорта. По многим товарам, которые обеспечивают объемы грузовых железнодорожных перевозок в экспортном сообщении, снизились поставки в физическом выражении.

Несмотря на негативное воздействие пандемии и низких цен на нефть, российская экономика в 2020 году пострадала не так сильно, как многие развитые страны. В первую очередь это связано со структурой российской экономики. На многие крупные предприятия, составляющие ее основу, ограничения не распространялись в силу особенностей их производственного процесса. При этом доли малого и среднего бизнеса, сферы услуг, которые сильнее других пострадали от кризиса и запрета на деятельность, в России существенно ниже, чем в развитых странах. Свою роль сыграл и отказ от возобновления ограничительных мер в IV квартале 2020 года, что позволило национальной экономике продолжить восстановление.

Среди факторов, которые поддержали экономику России в 2020 году, следует выделить реализацию антикризисной программы Правительства Российской Федерации и активизацию бюджетных расходов, относительно мягкую денежно-кредитную политику Банка России, а также перераспределение населением значительных средств, не потраченных за рубежом из-за закрытых границ, на внутреннее потребление.

Вместе с тем меньший кризисный провал в российской экономике в 2020 году по сравнению с мировой создает вероятность менее активного восстановления. Согласно базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России от сентября 2020 года, рост ВВП России в 2021 году составит 3,3 %, а в прогнозе от апреля 2021 года темп скорректирован до 2,9 %. Прогноз МВФ предполагает рост ВВП России в 2021 году на 3,8 % при ожиданиях роста мирового ВВП на 6,0 %.

При этом риски для экономики России в 2021 году достаточно высоки. К ним относятся сохраняющаяся неопределенность по поводу дальнейшего развития эпидемиологической ситуации в стране и в мире, геополитическая напряженность и вероятность новых санкций, эффекты от возврата к консервативной бюджетной политике, а также вероятность ценовой коррекции на мировых товарных рынках.


Изменение макроэкономических показателей России, % к предыдущему году
Рынок грузовых перевозок

В 2020 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России снизился на 4,9 % относительно 2019 года, до 5 397,2 млрд ткм. В том числе грузооборот трубопроводного транспорта уменьшился на 8 %, воздушного — на 3,7 %, внутреннего водного — на 8,6 %, автомобильного — на 1,3 %, и только грузооборот морского транспорта вырос на 16,2 %.

Груженый грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 2,2 %. В то же время доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны выросла до 47,2 % (на 1,3 п. п. выше уровня 2019 года). Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 87 % (на 0,1 п. п. ниже уровня 2019 года).


Грузооборот по видам транспорта в 2020 году
Вид транспорта 2020 год Доля видов транспорта в общем грузообороте, %
млрд ткм Изменение к 2019 году, % 2019 год 2020 год
Весь транспорт 5 397,2 −4,9 100,0 100,0
ЖелезнодорожныйГруженый грузооборот. 2 545,3 −2,2 45,9 47,2
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» и АО «АК «ЖДЯ»Грузооборот по данным ОАО «РЖД» без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии. 2 544,8 −2,2 45,9 47,2
Автомобильный 271,8 −1,3 4,9 5,0
в том числе авто на коммерческой основе 149,9 −1,3 2,7 2,8
МорскойВ перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях таймчартера), плавающими под государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. 42,5 +16,2 0,6 0,8
Внутренний водный 60,2 −8,6 1,16 1,12
Воздушный (транспортная авиация) 7,1 −3,7 0,13 0,13
Трубопроводный 2 470,2 −8,0 47,3 45,8
Справочно:
доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного 87,1 87,0
доля ОАО «РЖД» без учета трубопроводного 87,1 87,0
Рынок пассажирских перевозок

В 2020 году пассажирооборот транспорта в России уменьшился на 45,2 % по сравнению с 2019 годом, до 312,7 млрд пасс.-кмБез учета городского транспорта.. В том числе пассажирооборот по видам транспорта составил:

  • железнодорожного — 78,6 млрд пасс.-км;
  • автомобильного — 80,4 млрд пасс.-км;
  • воздушного — 153,5 млрд пасс.-км.

В 2020 году на всех видах транспорта произошло снижение пассажирооборота. Пассажирооборот железнодорожного транспорта упал на 41,2 % к уровню 2019 года, но его доля в общем пассажирообороте увеличилась до 25,1 % (+1,7 п. п.).

Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 25,7 % (+5,8 п. п. к уровню 2019 года). В структуре пассажирооборота общего пользования воздушный транспорт занимает 49,1 % (−7,5 п. п. к уровню 2019 года).

В 2020 году в связи с пандемией и частичным прекращением регулярного и чартерного авиасообщения пассажирооборот воздушного транспорта упал к уровню 2019 года на 52,5 %По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).. В 2020 году пассажирооборот российских авиакомпаний на международных направлениях снизился на 74,2 %. На внутрироссийских направлениях он сократился существенно меньше, на 22,3 %. Доля внутрироссийского сообщения в общем пассажирообороте российских авиакомпаний возросла на 26,6 п. п. в результате снижения пассажирооборота на международных направлениях. В силу этого железнодорожный транспорт продолжает испытывать конкурентное давление со стороны воздушного транспорта на внутрироссийских направлениях в дерегулируемом сегменте.


Положение ОАО «РЖД» в железнодорожной отрасли

Грузовые перевозки

В сфере грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» — единственный перевозчик на всей принадлежащей ему инфраструктуре. Начиная с 2011 года вагонный парк холдинга «РЖД», предназначенный для коммерческого использования, находится в собственности дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», информация о деятельности которых представлена в соответствующих разделах данного отчета.

Пассажирские перевозки

ОАО «РЖД» обеспечивает предоставление железнодорожной инфраструктуры для осуществления пассажирских перевозок и является единственной в России компанией, предоставляющей услуги высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Традиционные пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении осуществляются дочерними и зависимыми компаниями ОАО «РЖД», информация о деятельности которых, включая их долю рынка, представлена в соответствующих разделах данного отчета.


Пассажирооборот по видам транспорта в 2020 году
Вид транспорта 2020 год Доля видов транспорта в общем пассажирообороте, %
млрд
пасс.-км
Изменение к 2019 году, % 2019 год 2020 год
Пассажирооборот транспорта общего пользования 312,7 −45,2 100,0 100,0
Железнодорожный 78,6 −41,2 23,4 25,1
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» 78,1 −41,4 23,4 25,0
Автомобильный (автобусы) 80,4 −29,1 19,9 25,7
Внутренний водный 0,2 −59,5 0,1 0,07
Морской 0,03 −39,5 0,009 0,01
Воздушный 153,5 −52,5 56,6 49,1