Инвестиционная деятельность
Развитие и обновление основных фондов железнодорожного транспорта — необходимое условие сбалансированного экономического развития страны, формирования внутренней производственной базы, реализации промышленного потенциала, обеспечения целостности и безопасности государства. Реализация инвестиционной программы — один из способов достижения стратегических целей и задач холдинга «РЖД».
Приоритет инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2020 году — выполнение целевых задач, предусмотренных Комплексным планом расширения и модернизации магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также Указа Президента Российской Федерации Путина В. В. от 7 мая 2018 года № 204, предполагающих существенные позитивные изменения железнодорожной инфраструктуры в масштабах всей страны. Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» обеспечивает суммарно 6 трлн руб. в год эффекта для экономики России.
Подходы ОАО «РЖД» к формированию инвестиционной программы
При формировании инвестиционной программы применяются следующие основные критерии:
- обеспечение устойчивости перевозочного процесса;
- включение в инвестиционную программу максимально эффективных проектов с точки зрения коммерческой и бюджетной эффективности;
- минимизация нагрузки на федеральный бюджет в части финансирования инвестиционных проектов.
Для определения целесообразности реализации проектов применяется комплексный подход, при котором выполняются расчеты эффективности для участников проектов, а также расчеты бюджетной и социально-экономической эффективности для Российской Федерации. Выполнение указанной оценки осуществляется с учетом положений «Методики оценки социально-экономических
Ключевые результаты инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» в 2020 году
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» в 2020 году утверждена на совете директоров
- собственных средств ОАО «РЖД» — 583,1 млрд руб.;
- средств государственной поддержки — 121,0 млрд руб.
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» в 2020 году выполнена в объеме 717,3 млрд руб. (101,9 % от утвержденного плана).
В 2020 году ОАО «РЖД» продолжало работать над достижением целей национального проекта «Транспортная часть Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (далее — Комплексный план), а также Указа Президента Российской Федерации Путина В. В. от 7 мая 2018 года № 204.
Инвестиционные проекты, включенные в КПМИ
Увеличение пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в четыре раза, в том числе Транссиб за семь суток.
Статус выполнения проекта за 2020 год:
- сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении «Европа — Западный Китай» по итогам 2020 года составляют 2,0 суток при целевом показателе 2,2 суток (ускорение на 1,2 суток относительно уровня 2019 года);
- сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении «Запад — Восток» по итогам 2020 года составляют 7,8 суток при целевом показателе 8,0 суток (ускорение на 1,1 суток относительно уровня 2019 года);
- объем транзитных перевозок контейнеров по итогам 2020 года составил 830,9 тыс. шт. в 20-футовом эквиваленте при целевом показателе 680,0 тыс. шт. в 20-футовом эквиваленте (увеличение на 212,7 тыс. шт. в 20-футовом эквиваленте относительно уровня 2019 года).
В 2020 году были выполнены работы по разработке проектно-сметной документации в объеме 2,8 млрд руб. (143 % от плана года).
Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (первый этап)
Цель проекта — развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры для создания провозной способности по итогам 2021 года в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока в размере от +55 до +66,8 млн т дополнительно к уровню 2012 года.
В 2020 году выполнено работ в объеме 56,7 млрд руб. (87 % от плана года).
По итогам 2020 года перевезено грузов в объеме 125,8 млн т (угля и руды с основных месторождений), что превышает верхнее значение целевого показателя, установленного паспортом проекта (124,9 млн т).
Суммарная провозная способность магистралей по итогам 2020 года составила 144,0 млн т при плановом значении 144,0 млн т.
Модернизация БАМа и Транссиба (второй этап)
Цель проекта — повышение провозной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т по итогам 2024 года.
В 2020 году были выполнены работы по разработке проектно-сметной документации на сумму 10,3 млрд руб. (127 % от плана года).
Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна
Целью проекта является создание провозной способности участков железных дорог на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн т к 2024 году (+50,1 млн т относительно 2015 года).
В 2020 году выполнено работ в объеме 15,2 млрд руб. (101 % от плана года).
Строительство западного обхода Саратовского узла с усилением железнодорожного участка Липовский — Курдюм
Цель проекта — развитие железнодорожной инфраструктуры на дальних подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна и обеспечение дополнительного к уровню 2015 года объема грузов через Саратовский железнодорожный узел в размере не менее 49,2 млн т.
Суммарная провозная способность участков на подходах к Саратовскому узлу Приволжской железной дороги по итогам 2020 года составила 75,6 млн т.
В 2020 году выполнялись работы по разработке проектно-сметной документации на сумму 0,4 млрд руб. (79 % от плана года).
Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна
Цель проекта — увеличение провозной способности железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного полигона до 145,6 млн т по итогам 2020 года, до 177 млн т по итогам 2030 года.
В 2020 году выполнено работ в объеме 11,4 млрд руб. (118 % от плана года).
Электрификация направления Ожерелье — Узловая — Елец (специализация под пассажирское движение)
Цель проекта — переключение пассажирских поездов с Казанского направления на Павелецкое направление Московской железной дороги, увеличение пропускной способности на участке Узловая — Елец до 65 пар поездов к 2030 году.
В 2020 году выполнено работ по проекту в объеме 0,4 млрд руб. (100 % от плана года).
Развитие Центрального транспортного узла
Цель проекта — усиление железнодорожной инфраструктуры для освоения прогнозируемых пассажирских перевозок Центрального транспортного узла.
В 2020 году выполнено работ в объеме 99,3 млрд руб. (101 % от плана года).
Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва
Цель проекта — создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.
В 2020 году выполнено работ в объеме 2,1 млрд руб. (100 % от плана года).
Прочие комплексные проекты развития инфраструктуры
Развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга
Цель проекта — развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла в связи с прогнозируемым к 2030 году ростом объемов грузовых и пассажирских перевозок.
В 2020 году выполнено работ в объеме 0,9 млрд руб. (97 % от плана года).
Реконструкция участка Морозовская — Волгодонская
В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года на полигоне Северо-Кавказской железной дороги в 2019 году реализованы мероприятия по оборудованию автоматической блокировкой участка Морозовская — Цимлянская проекта «Реконструкция участка Морозовская — Волгодонская».
В 2020 году проект перешел из инвестиционной фазы в эксплуатационную.
Развитие Пермского железнодорожного узла со строительством мостового перехода
Инвестиционный проект направлен на обеспечение вывоза объемов перевозок грузов с промышленных предприятий Березниковско-Соликамского узла путем строительства северного железнодорожного обхода города Перми с мостовым переходом через Камское водохранилище.
Выполнение инвестиционного проекта в 2020 году составляет 0,6 млрд руб. (98 % от плана года).
Развитие участка Тобольск — Сургут — Коротчаево
Цель проекта — обеспечение вывоза прогнозируемого уровня углеводородного сырья из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов за счет поэтапного увеличения пропускной и провозной способностей участка Тобольск — Сургут до 66 пар поездов в сутки.
Строительство второго главного пути на всем участке Тобольск — Сургут завершено. В соответствии с утвержденной проектной документацией пропускная способность участка составляет 66 пар поездов в сутки.
В 2020 году выполнено работ в объеме 0,8 млрд рублей (92 % от плана года).
Развитие направления Пермь — Соликамск
Цель проекта — обеспечение перевозки перспективных объемов грузов в размере до 23,0 млн т в 2021 году и до 31,9 млн т к 2025 году за счет организации на направлении Соликамск — Пермь-Сортировочная движения грузовых поездов массой 6 тыс. т и длиной 71 условный вагон.
В 2020 году выполнено работ на общую сумму 1,5 млрд руб. (101 % от плана года).
Усиление железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного железнодорожного широтного хода
Цель проекта – обеспечение пропуска 23,9 млн т груза, сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей, а также развитие Арктической зоны Российской Федерации.
В 2020 году выполнено работ в объеме 0,9 млрд рублей (106 % от плана года).
Модернизация железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин
Цель проекта — обеспечение устойчивой транспортной доступности и развитие железнодорожного транспорта на территории острова Сахалин. Создание постоянного мостового перехода позволит развивать портовые мощности на острове.
В 2020 году открыто движение поездов по ширине колеи 1520 мм на всем острове Сахалин. Переустройство железнодорожной инфраструктуры позволило унифицировать ее техническое устройство с сетью железных дорог России.
Фактическое выполнение по инвестиционному проекту за 2020 год составляет 5,2 млрд руб. (86 % от плана года).
Строительство железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск
Цель проекта — развитие инфраструктуры на участке главного грузопассажирского хода Москва — Ростов (входит в транспортный коридор
По итогам 2020 года проведено работ по проекту на сумму 0,4 млрд руб. (82 % от плана года).
Увеличение пропускной способности участка Артышта — Междуреченск — Тайшет
Проект сформирован с учетом параметров первого и второго этапов модернизации БАМа и Транссиба, рассмотренных на заседании Комитета по стратегическому планированию совета директоров ОАО «РЖД» 31 июля 2018 года.
В 2020 году выполнено работ на сумму 3,4 млрд руб. (100 % от плана года).
Комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги
Завершение проекта в 2021 году позволит обеспечить освоение прогнозируемых объемов перевозок угля из Кузбасского региона в порты Дальнего Востока в полном объеме, а также синхронизацию пропускной и провозной способностей с первым этапом проекта модернизации БАМа и Транссиба.
Выполнение по проекту в 2020 году составляет 8,7 млрд руб. (100 % от плана года).
Электрификация участка Ртищево — Кочетовка (специализация под грузовое движение)
Цель проекта — обеспечение пропуска грузового движения за счет перераспределения транзитных поездов, с пассажиро-напряженного Воронежского направления — до 51 пары поездов к 2030 году.
Выполнено работ по разработке проектной документации на сумму 0,6 млрд руб. (100 % от плана года).
Прочие проекты развития инфраструктуры
Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и пограничных станций
Цель проекта — увеличение пропускных и перерабатывающих способностей основных направлений сети железных дорог для пропуска грузовых поездов унифицированного веса 6,3 тыс. т и длины 71 условный вагон.
В 2020 году проведено работ по проекту на сумму 4,8 млрд руб. (102 % от плана года).
Развитие сортировочных станций
Цель проекта — путевое развитие и комплексное оборудование сортировочных станций устройствами механизации и системами автоматизации основных технологических процессов.
В 2020 году проведено работ по проекту на сумму 1,7 млрд руб. (105 % от плана года).
Создание цифровых сортировочных комплексов
Проект реализуется в целях внедрения технологий, предусматривающих минимальное участие персонала в производственных процессах, в том числе за счет внедрения:
- комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом;
- маневровой автоматической локомотивной сигнализации;
- системы контроля и подготовки информации о перемещении вагонов и локомотивов на станции в реальном времени.
В 2020 году проведено работ по проекту на сумму 1,3 млрд руб. (100 % от плана года).
Приведение инфраструктуры к нормативным требованиям
В рамках инвестиционных проектов данного блока выполняются работы по приведению железнодорожной инфраструктуры к нормативным требованиям, по оснащению объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и объектов Компании природоохранным оборудованием (водо- и воздухоочистительное оборудование, по утилизации и обезвреживанию отходов).
Инвестиционные затраты за 2020 год — 10,4 млрд руб. (98 % от плана года).
Цифровизация и внедрение ресурсосберегающих технологий
В данный раздел инвестиционной программы включены проекты, направленные:
- на развитие и поддержку функционирования ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей непрерывность производственных процессов Компании;
- обновление и развитие первичной транспортной телекоммуникационной среды;
- внедрение современных систем цифровой радиосвязи и обновление основных фондов;
- обеспечение создания цифровых двойников и возможности внедрения инновационных технологий управления движением, транспортной безопасности и энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте.
Инвестиционные затраты за 2020 год — 30,7 млрд руб. (116 % от плана года).
Обновление основных фондов производственных хозяйств
Данный раздел инвестиционной программы ОАО «РЖД» объединяет проекты, направленные:
- на развитие инфраструктуры и техническое перевооружение грузовых дворов и терминалов;
- реконструкцию топливных и материальных складов;
- реконструкцию и строительство зданий и сооружений, объектов жизнеобеспечения (теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, освещения), обеспечивающих технологические и хозяйственно- бытовые потребности хозяйств железных дорог;
- обновление парка путевой техники, средств диагностики и вагонов для поддержания и обеспечения объемов работ по реконструкции (модернизации), капитальному ремонту, а также новому строительству железнодорожного пути, обновление основных фондов дистанций пути, устройств автоматики и телемеханики;
- развитие объектов хозяйства электроснабжения ОАО «РЖД».
Инвестиционные затраты за 2020 год — 250,1 млрд руб. (106 % от плана года).
Обновление инфраструктуры пассажирского комплекса
В данный раздел инвестиционной программы ОАО «РЖД» входят проекты, направленные на реализацию мероприятий по повышению доступности пассажирского сообщения во всех регионах России за счет улучшения качества обслуживания, развития новых продуктов и услуг, внедрения цифровых сервисов, создания комфортной транспортной среды, доступной для всех категорий пассажиров.
Инвестиционные затраты за 2020 год — 8,4 млрд руб. (102 % от плана года).
Обновление подвижного состава
Проекты раздела направлены на обновление парка подвижного состава в целях обеспечения бесперебойной перевозки грузов и пассажиров, безопасности движения поездов, а также достижение целевых показателей в части объема перевозок и грузооборота, определенных Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Инвестиционные затраты за 2020 год — 152,7 млрд руб. (99 % от плана года).
Прочие проекты
Данный раздел содержит проекты по развитию социальной сферы и организации мероприятий по созданию дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».
Инвестиционные затраты за 2020 год — 34,0 млрд руб. (100 % от плана года).