Инвестиционная деятельность

Развитие и обновление основных фондов железнодорожного транспорта — необходимое условие сбалансированного экономического развития страны, формирования внутренней производственной базы, реализации промышленного потенциала, обеспечения целостности и безопасности государства. Реализация инвестиционной программы — один из способов достижения стратегических целей и задач холдинга «РЖД».

Приоритет инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2020 году — выполнение целевых задач, предусмотренных Комплексным планом расширения и модернизации магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также Указа Президента Российской Федерации Путина В. В. от 7 мая 2018 года № 204, предполагающих существенные позитивные изменения железнодорожной инфраструктуры в масштабах всей страны. Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» обеспечивает суммарно 6 трлн руб. в год эффекта для экономики России.

Подходы ОАО «РЖД» к формированию инвестиционной программы

При формировании инвестиционной программы применяются следующие основные критерии:

  • обеспечение устойчивости перевозочного процесса;
  • включение в инвестиционную программу максимально эффективных проектов с точки зрения коммерческой и бюджетной эффективности;
  • минимизация нагрузки на федеральный бюджет в части финансирования инвестиционных проектов.

Для определения целесообразности реализации проектов применяется комплексный подход, при котором выполняются расчеты эффективности для участников проектов, а также расчеты бюджетной и социально-экономической эффективности для Российской Федерации. Выполнение указанной оценки осуществляется с учетом положений «Методики оценки социально-экономических эффектов» Полное название — «Методика оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 1512. . Кроме нее, в Компании применяется «Методика расчета вклада холдинга «РЖД» в формирование ВВП Российской Федерации» Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 6 сентября 2019 года № 1957р. , которая также предусматривает учет рассматриваемых при оценке социально-экономических эффектов факторов. Сбалансированными критериями эффективности инвестиционных проектов Компании могут считаться срок окупаемости не выше 20 лет и IRR не ниже 10 %.

Ключевые результаты инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» в 2020 году

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» в 2020 году утверждена на совете директоров ОАО «РЖД» Заседание 29 декабря 2020 года (протокол № 5). в объеме 704,1 млрд руб., в том числе за счет:

  • собственных средств ОАО «РЖД» — 583,1 млрд руб.;
  • средств государственной поддержки — 121,0 млрд руб.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» в 2020 году выполнена в объеме 717,3 млрд руб. (101,9 % от утвержденного плана).

В 2020 году ОАО «РЖД» продолжало работать над достижением целей национального проекта «Транспортная часть Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (далее — Комплексный план), а также Указа Президента Российской Федерации Путина В. В. от 7 мая 2018 года № 204.


Инвестиционные проекты, включенные в КПМИ

Увеличение пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в четыре раза, в том числе Транссиб за семь суток.

Статус выполнения проекта за 2020 год:

  • сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении «Европа — Западный Китай» по итогам 2020 года составляют 2,0 суток при целевом показателе 2,2 суток (ускорение на 1,2 суток относительно уровня 2019 года);
  • сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении «Запад — Восток» по итогам 2020 года составляют 7,8 суток при целевом показателе 8,0 суток (ускорение на 1,1 суток относительно уровня 2019 года);
  • объем транзитных перевозок контейнеров по итогам 2020 года составил 830,9 тыс. шт. в 20-футовом эквиваленте при целевом показателе 680,0 тыс. шт. в 20-футовом эквиваленте (увеличение на 212,7 тыс. шт. в 20-футовом эквиваленте относительно уровня 2019 года).

В 2020 году были выполнены работы по разработке проектно-сметной документации в объеме 2,8 млрд руб. (143 % от плана года).



Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (первый этап)

Цель проекта — развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры для создания провозной способности по итогам 2021 года в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока в размере от +55 до +66,8 млн т дополнительно к уровню 2012 года.

В 2020 году выполнено работ в объеме 56,7 млрд руб. (87 % от плана года).

По итогам 2020 года перевезено грузов в объеме 125,8 млн т (угля и руды с основных месторождений), что превышает верхнее значение целевого показателя, установленного паспортом проекта (124,9 млн т).

Суммарная провозная способность магистралей по итогам 2020 года составила 144,0 млн т при плановом значении 144,0 млн т.



Модернизация БАМа и Транссиба (второй этап)

Цель проекта — повышение провозной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т по итогам 2024 года.

В 2020 году были выполнены работы по разработке проектно-сметной документации на сумму 10,3 млрд руб. (127 % от плана года).



Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна

Целью проекта является создание провозной способности участков железных дорог на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн т к 2024 году (+50,1 млн т относительно 2015 года).

В 2020 году выполнено работ в объеме 15,2 млрд руб. (101 % от плана года).



Строительство западного обхода Саратовского узла с усилением железнодорожного участка Липовский — Курдюм

Цель проекта — развитие железнодорожной инфраструктуры на дальних подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна и обеспечение дополнительного к уровню 2015 года объема грузов через Саратовский железнодорожный узел в размере не менее 49,2 млн т.

Суммарная провозная способность участков на подходах к Саратовскому узлу Приволжской железной дороги по итогам 2020 года составила 75,6 млн т.

В 2020 году выполнялись работы по разработке проектно-сметной документации на сумму 0,4 млрд руб. (79 % от плана года).



Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна

Цель проекта — увеличение провозной способности железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного полигона до 145,6 млн т по итогам 2020 года, до 177 млн т по итогам 2030 года.

В 2020 году выполнено работ в объеме 11,4 млрд руб. (118 % от плана года).



Электрификация направления Ожерелье — Узловая — Елец (специализация под пассажирское движение)

Цель проекта — переключение пассажирских поездов с Казанского направления на Павелецкое направление Московской железной дороги, увеличение пропускной способности на участке Узловая — Елец до 65 пар поездов к 2030 году.

В 2020 году выполнено работ по проекту в объеме 0,4 млрд руб. (100 % от плана года).



Развитие Центрального транспортного узла

Цель проекта — усиление железнодорожной инфраструктуры для освоения прогнозируемых пассажирских перевозок Центрального транспортного узла.

В 2020 году выполнено работ в объеме 99,3 млрд руб. (101 % от плана года).



Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва

Цель проекта — создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.

В 2020 году выполнено работ в объеме 2,1 млрд руб. (100 % от плана года).



Прочие комплексные проекты развития инфраструктуры

Развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга

Цель проекта — развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла в связи с прогнозируемым к 2030 году ростом объемов грузовых и пассажирских перевозок.

В 2020 году выполнено работ в объеме 0,9 млрд руб. (97 % от плана года).



Реконструкция участка Морозовская — Волгодонская

В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года на полигоне Северо-Кавказской железной дороги в 2019 году реализованы мероприятия по оборудованию автоматической блокировкой участка Морозовская — Цимлянская проекта «Реконструкция участка Морозовская — Волгодонская».

В 2020 году проект перешел из инвестиционной фазы в эксплуатационную.



Развитие Пермского железнодорожного узла со строительством мостового перехода

Инвестиционный проект направлен на обеспечение вывоза объемов перевозок грузов с промышленных предприятий Березниковско-Соликамского узла путем строительства северного железнодорожного обхода города Перми с мостовым переходом через Камское водохранилище.

Выполнение инвестиционного проекта в 2020 году составляет 0,6 млрд руб. (98 % от плана года).



Развитие участка Тобольск — Сургут — Коротчаево

Цель проекта — обеспечение вывоза прогнозируемого уровня углеводородного сырья из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов за счет поэтапного увеличения пропускной и провозной способностей участка Тобольск — Сургут до 66 пар поездов в сутки.

Строительство второго главного пути на всем участке Тобольск — Сургут завершено. В соответствии с утвержденной проектной документацией пропускная способность участка составляет 66 пар поездов в сутки.

В 2020 году выполнено работ в объеме 0,8 млрд рублей (92 % от плана года).



Развитие направления Пермь — Соликамск

Цель проекта — обеспечение перевозки перспективных объемов грузов в размере до 23,0 млн т в 2021 году и до 31,9 млн т к 2025 году за счет организации на направлении Соликамск — Пермь-Сортировочная движения грузовых поездов массой 6 тыс. т и длиной 71 условный вагон.

В 2020 году выполнено работ на общую сумму 1,5 млрд руб. (101 % от плана года).



Усиление железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного железнодорожного широтного хода

Цель проекта – обеспечение пропуска 23,9 млн т груза, сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей, а также развитие Арктической зоны Российской Федерации.

В 2020 году выполнено работ в объеме 0,9 млрд рублей (106 % от плана года).



Модернизация железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин

Цель проекта — обеспечение устойчивой транспортной доступности и развитие железнодорожного транспорта на территории острова Сахалин. Создание постоянного мостового перехода позволит развивать портовые мощности на острове.

В 2020 году открыто движение поездов по ширине колеи 1520 мм на всем острове Сахалин. Переустройство железнодорожной инфраструктуры позволило унифицировать ее техническое устройство с сетью железных дорог России.

Фактическое выполнение по инвестиционному проекту за 2020 год составляет 5,2 млрд руб. (86 % от плана года).



Строительство железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск

Цель проекта — развитие инфраструктуры на участке главного грузопассажирского хода Москва — Ростов (входит в транспортный коридор «Север — Юг») с интенсивным пассажирским и пригородным движением.

По итогам 2020 года проведено работ по проекту на сумму 0,4 млрд руб. (82 % от плана года).



Увеличение пропускной способности участка Артышта — Междуреченск — Тайшет

Проект сформирован с учетом параметров первого и второго этапов модернизации БАМа и Транссиба, рассмотренных на заседании Комитета по стратегическому планированию совета директоров ОАО «РЖД» 31 июля 2018 года.

В 2020 году выполнено работ на сумму 3,4 млрд руб. (100 % от плана года).



Комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги

Завершение проекта в 2021 году позволит обеспечить освоение прогнозируемых объемов перевозок угля из Кузбасского региона в порты Дальнего Востока в полном объеме, а также синхронизацию пропускной и провозной способностей с первым этапом проекта модернизации БАМа и Транссиба.

Выполнение по проекту в 2020 году составляет 8,7 млрд руб. (100 % от плана года).



Электрификация участка Ртищево — Кочетовка (специализация под грузовое движение)

Цель проекта — обеспечение пропуска грузового движения за счет перераспределения транзитных поездов, с пассажиро-напряженного Воронежского направления — до 51 пары поездов к 2030 году.

Выполнено работ по разработке проектной документации на сумму 0,6 млрд руб. (100 % от плана года).

Прочие проекты развития инфраструктуры

Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и пограничных станций

Цель проекта — увеличение пропускных и перерабатывающих способностей основных направлений сети железных дорог для пропуска грузовых поездов унифицированного веса 6,3 тыс. т и длины 71 условный вагон.

В 2020 году проведено работ по проекту на сумму 4,8 млрд руб. (102 % от плана года).



Развитие сортировочных станций

Цель проекта — путевое развитие и комплексное оборудование сортировочных станций устройствами механизации и системами автоматизации основных технологических процессов.

В 2020 году проведено работ по проекту на сумму 1,7 млрд руб. (105 % от плана года).



Создание цифровых сортировочных комплексов

Проект реализуется в целях внедрения технологий, предусматривающих минимальное участие персонала в производственных процессах, в том числе за счет внедрения:

  • комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом;
  • маневровой автоматической локомотивной сигнализации;
  • системы контроля и подготовки информации о перемещении вагонов и локомотивов на станции в реальном времени.

В 2020 году проведено работ по проекту на сумму 1,3 млрд руб. (100 % от плана года).


Приведение инфраструктуры к нормативным требованиям

В рамках инвестиционных проектов данного блока выполняются работы по приведению железнодорожной инфраструктуры к нормативным требованиям, по оснащению объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и объектов Компании природоохранным оборудованием (водо- и воздухоочистительное оборудование, по утилизации и обезвреживанию отходов).

Инвестиционные затраты за 2020 год — 10,4 млрд руб. (98 % от плана года).


Цифровизация и внедрение ресурсосберегающих технологий

В данный раздел инвестиционной программы включены проекты, направленные: 

  • на развитие и поддержку функционирования ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей непрерывность производственных процессов Компании;
  • обновление и развитие первичной транспортной телекоммуникационной среды;
  • внедрение современных систем цифровой радиосвязи и обновление основных фондов;
  • обеспечение создания цифровых двойников и возможности внедрения инновационных технологий управления движением, транспортной безопасности и энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте.

Инвестиционные затраты за 2020 год — 30,7 млрд руб. (116 % от плана года).


Обновление основных фондов производственных хозяйств

Данный раздел инвестиционной программы ОАО «РЖД» объединяет проекты, направленные:

  • на развитие инфраструктуры и техническое перевооружение грузовых дворов и терминалов;
  • реконструкцию топливных и материальных складов;
  • реконструкцию и строительство зданий и сооружений, объектов жизнеобеспечения (теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, освещения), обеспечивающих технологические и хозяйственно- бытовые потребности хозяйств железных дорог;
  • обновление парка путевой техники, средств диагностики и вагонов для поддержания и обеспечения объемов работ по реконструкции (модернизации), капитальному ремонту, а также новому строительству железнодорожного пути, обновление основных фондов дистанций пути, устройств автоматики и телемеханики;
  • развитие объектов хозяйства электроснабжения ОАО «РЖД».

Инвестиционные затраты за 2020 год — 250,1 млрд руб. (106 % от плана года).


Обновление инфраструктуры пассажирского комплекса

В данный раздел инвестиционной программы ОАО «РЖД» входят проекты, направленные на реализацию мероприятий по повышению доступности пассажирского сообщения во всех регионах России за счет улучшения качества обслуживания, развития новых продуктов и услуг, внедрения цифровых сервисов, создания комфортной транспортной среды, доступной для всех категорий пассажиров.

Инвестиционные затраты за 2020 год — 8,4 млрд руб. (102 % от плана года).


Обновление подвижного состава

Проекты раздела направлены на обновление парка подвижного состава в целях обеспечения бесперебойной перевозки грузов и пассажиров, безопасности движения поездов, а также достижение целевых показателей в части объема перевозок и грузооборота, определенных Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Инвестиционные затраты за 2020 год — 152,7 млрд руб. (99 % от плана года).


Прочие проекты

Данный раздел содержит проекты по развитию социальной сферы и организации мероприятий по созданию дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».

Инвестиционные затраты за 2020 год — 34,0 млрд руб. (100 % от плана года).