Транспортно-логистическое направление

Алексей Шило
Решая вопросы изменения формата взаимодействия с пользователями услуг, вызванные пандемией, мы значительно повысили роль цифровых технологий в транспортно-логистической сфере ОАО «РЖД». Цифровизация укрепила наши связи с партнерами, стала источником повышения эффективности использования ресурсов, снижения транспортно-логистических затрат, укрепления устойчивости бизнеса.Чем прочнее наше взаимодействие с участниками транспортного рынка — тем сильнее позиции нашей Компании!
Алексей Шило Заместитель генерального директора — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» управляет железнодорожной инфраструктурой, владеет подвижным составом (через свои дочерние и зависимые общества), предоставляет как базовую транспортную услугу, так и ЗPL/4PL‑услуги. Компания внедряет современные логистические технологии, создает автоматизированную систему управления взаимоотношениями с клиентами и единый каталог услуг в области грузоперевозок, расширяет международную географию услуг, постоянно разрабатывает и запускает новые сервисы для грузоотправителей.

Ключевые инициативы развития транспортно-логистических услуг согласно ДПР

Ключевые инициативы развития транспортно-логистических услуг, согласно ДПР ОАО «РЖД» до 2025 года, предусматривают:

  • выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, в том числе с увязкой гарантированной грузовой базы и инфраструктурных, организационно-технических мероприятий, обеспечивающих потребности клиентов в транспортной услуге;
  • улучшение обратной связи с потребителями, повышение уровня их лояльности, в том числе на основе создания и внедрения автоматизированной системы управления взаимоотношениями с клиентами в области грузовых перевозок в ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществах;
  • создание в холдинге «РЖД» автоматизированного ресурса ведения единого каталога услуг в области грузовых перевозок, обеспечивающего доступ потребителей ко всему спектру услуг, условий и параметров перевозок грузов;
  • развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в том числе в глобальных транспортных цепочках, и логистический аутсорсинг промышленных предприятий;
  • повышение точности расписания доставки грузов путем совершенствования перевозок с согласованным временем отправления и прибытия, сокращение сроков доставки;
  • адаптацию транспортных продуктов и услуг к потребностям грузоотправителей и разработку новых продуктов и услуг;
  • стандартизацию качества услуг в области грузовых перевозок с установлением параметров доступности, своевременности и надежности перевозки, сохранности груза, спектра логистических и терминально-складских услуг, скорости доставки;
  • развитие проекта «РЖД Экспресс» по перевозке мелких и средних партий грузов;
  • развитие технологии контрейлерных перевозок;
  • проведение анализа и инициирование при наличии экономической целесообразности поэтапного прекращения государственного тарифного регулирования в отдельных конкурентных сегментах рынка транспортных услуг (в том числе при перевозке грузов в контейнерах (контрейлерах), светлых нефтепродуктов, рыбы, рыбопродуктов и др.);
  • совершенствование внутрихолдингового взаимодействия для повышения эффективности работы транспортно-логистических дочерних обществ и подразделений;
  • организацию взаимодействия всех участников перевозочного процесса на основе электронного документооборота (в том числе с федеральными органами исполнительной власти, а также при международных мультимодальных перевозках грузов).
Главные достижения в 2020 году
  • Введен в эксплуатацию «Автоматизированный конструктор портфеля услуг на перевозку грузов по запросам клиентов» (АР ВКУ). Он позволит клиентам Холдинга подбирать перечень услуг в сфере грузовых перевозок онлайн согласно индивидуальному запросу.
  • Уровень внедрения электронного оформления документов составил 86,1 %.
  • Количество пользователей электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» выросло на 25 %, до более чем 6 тыс. пользователей, а количество поставщиков услуг — на 42,6 %, до 97 компаний.
  • Было перевезено исторически рекордное количество контейнеров — порядка 5,8 млн ДФЭ, что на 15,9 % больше, чем за аналогичный период 2019 года.
  • Для вывоза заявляемых к перевозке объемов грузовой базы с основных терминалов Московской железной дороги и Московского региона Октябрьской железной дороги в 2020 году реализован проект по формированию на инфраструктуре общего пользования сдвоенных контейнерных поездов.
  • Реализованы мультимодальные контейнерные перевозки в коридоре Китай — Европа — Китай с участием порта Калининград (активное развитие получили два мультимодальных транзитных контейнерных коридора через порты).
  • Начали применяться новые форматы упаковки грузов в контейнерных перевозках (контейнеры типа open top, флекситанки, танк-контейнеры).
  • В июле 2020 года в рамках пилотного проекта в транспортно-логистический центр «Белый Раст» прибыл первый регулярный контейнерный поезд из китайского города Шэньян (провинция Ляонин).
  • В августе 2020 года реализован проект «Зерновой экспресс». С момента реализации проекта и до конца года сформировано и отправлено по расписанию в направлении порта Новороссийск 27 сборных поездов.
  • Существенно выросла погрузка зерна (+28,7 % к 2019 году), грузов в контейнерах (+16,5 %), строительных грузов (+6,1 %).
  • В декабре 2020 года организованы тестовые перевозки по расписанию на направлении Белый Раст — Подсолнечная в рамках проекта «Смарт-логистика». Основная особенность данного проекта — возможность конкуренции с автомобильным транспортом на дистанции перевозок, не превышающей 120 км.
  • В декабре 2020 года впервые организована тестовая перевозка грузов в сервисе «Мультимодальный экспресс» (грузовой лоукостер). Партия продовольственных товаров одного из калининградских производителей была доставлена в Москву по железной дороге за двое суток. Грузовой лоукостер, как инструмент привлечения грузов с автомобильного транспорта, направлен на создание альтернативных логистических возможностей для компаний, работающих в Калининградской области, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Основные показатели грузовых перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатель Единица измерения 2016 2017 2018 2019 2020 Изменение 2020/2019, %
Погрузка млн т 1 222,3 1 261,3 1 289,6 1 278,1 1 243,6 −2,7
В среднем в сутки тыс. т 3 339,5 3 455,7 3 533,2 3 501,7 3 397,7 −3,0
Грузооборот всего млрд ткм 2 997,8 3 176,7 3 304,8 3 305,0 3 221,0 −2,5
Груженый грузооборот млрд ткм 2 342,6 2 491,9 2 596,9 2 601,9 2 544,8 −2,2
Порожний грузооборот млрд ткм 655,2 684,8 708,0 703,0 676,2 −3,8
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок % 96,1 96,7 97,1 98,4 99,2 0,8 п. п.
Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД»

Погрузка

В 2020 году ключевые отрасли российской и мировой экономики столкнулись с беспрецедентным негативным воздействием факторов пандемии COVID-19.

На протяжении всего II квартала 2020 года, на который пришелся пик пандемии, Компанией фиксировалось ухудшение ситуации как на ключевых товарных рынках, так и в части объемов предъявления грузоотправителями своей продукции к перевозке железнодорожным транспортом. Многие предприятия были вынуждены оперативно изменить режим деятельности в период противоэпидемиологических ограничений, на несколько недель в ряде регионов была остановлена деятельность строительных организаций.

Восстановление экономической активности и, как следствие, улучшение показателей грузовых перевозок отмечалось во втором полугодии 2020 года после частичного ослабления ряда карантинных ограничений. Тем не менее немаловажную роль в указанной тенденции сыграло также своевременное принятие со стороны ОАО «РЖД» целого комплекса мер, направленных на поддержку грузоотправителей и оптимизацию организационного, логистического и экономического аспектов процесса организации перевозок.

По итогам 2020 года погрузка по сети ОАО «РЖД» составила 1 243,6 млн т, что выше плана на 0,8 %, но ниже уровня 2019 года на 2,7 %. Снижение показателей отмечалось в сегментах перевозок нефти и нефтепродуктов (на 10,0 % к уровню 2019 года), черных металлов (на 10,0 %), каменного угля (на 5,0 %), несмотря на наблюдаемый рост погрузки зерна (на 28,7 %), грузов в контейнерах (на 16,5 %), строительных грузов (на 6,1 %), химических и минеральных удобрений (на 3,7 %).

Снижение погрузки отмечалось по всем направлениям. Сокращение во внутрироссийском сообщении на 3,8 % сопровождалось снижением погрузки на экспорт на 0,9 %. Доля внутреннего сообщения в структуре погрузки в 2020 году незначительно снизилась — на 0,7 п. п., до 60,9 %, тогда как доля погрузки на экспорт выросла на 0,7 п. п., до 38,1 %. Доля импорта и транзита практически не изменилась.

В общей структуре погрузки преобладали каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда. Их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 65,4 %.

В структуре погрузки по тарифным классам наибольший удельный вес в 2020 году пришелся на низкодоходные грузы, доля которых выросла на 0,3 п. п. к 2019 году. Доля среднедоходных выросла на 0,2 п. п., тогда как доля высокодоходных сократилась на 0,5 п. п. Грузы самого высокого тарифного класса (III) оказались и самыми чувствительными к изменениям рыночной конъюнктуры. Их погрузка упала на 7,7 %, тогда как погрузка грузов II тарифного класса сократилась лишь на 2,1 %, а грузов I тарифного класса — на 2,2 %.

Вместе с тем нужно отметить, что по итогам 2020 года перевозки угля принесли Компании убыток в размере 45,7 млрд руб., прежде всего за счет перевозок угля из Кузбасса в направлении Дальневосточной железной дороги. Главными причинами убыточности перевозок в этом направлении являются понижающие коэффициенты за дальность (применяемые при перевозках свыше 3,3 тыс. и 3,5 тыс. км), а также высокие удельные издержки перевозки по Байкало-Амурской магистрали в направлении портов Ванино-Совгаванского узла.


Структура погрузки по видам сообщения
Показатель 2019 2020 Изменение объема, %
млн т доля, % млн т доля, %
Погрузка 1 278,1 100,0 1 243,6 100,0 −2,7
Внутреннее сообщение 788,2 61,7 757,9 60,9 −3,8
Экспорт, в том числе 478,3 37,4 473,9 38,1 −0,9
через порты 316,9 24,8 331,7 26,7 4,7
через пограничные переходы 161,4 12,6 142,2 11,4 −11,9
Импорт и транзит 11,6 0,9 11,8 0,9 1,7
Динамика среднесуточной погрузки, тыс. т
Динамика объемов погрузки, млн т
Изменение объемов погрузки грузов в 2020 году, млн т
Структура погрузки грузов во внутрироссийском сообщении в 2020 году, %
Структура погрузки экспортных грузов в 2020 году, %
Структура погрузки грузов в 2020 году
Показатель Низкодоходные грузы (I тарифный класс) Среднедоходные грузы (II тарифный класс) Высокодоходные грузы (III тарифный класс)
Погрузка (изменение к 2019 году), млн т 751,4 (−2,2 %) 371,3 (−2,1 %) 120,8 (−7,7 %)
Доля в общей погрузке 60,4 % (+0,3 п. п.) 29,9 % (+0,2 п. п.) 9,7 % (−0,5 п. п.)

Грузооборот

Общий грузооборот в 2020 году составил 3 221 млрд ткм, что ниже уровня 2019 года на 2,5 %. В том числе груженый грузооборот сократился к уровню 2019 года на 2,2 %, до 2 544,8 млрд ткм, а порожний грузооборот — на 3,8 %, до 676,2 млрд ткм.

Снижение грузооборота меньшими темпами относительно погрузки обусловлено прежде всего ростом средней дальности перевозок. Дальность перевозок растет в связи с увеличением доли экспорта в направлении российских портов, а также ростом транзитных контейнерных перевозок с учетом возврата порожних контейнеров из Европы в Китай по новым логистическим схемам.

Во внутреннем сообщении груженый грузооборот сократился на 4,8 % (до 968,3 млрд ткм), в экспортном направлении — на 0,5 % (до 1 401,4 млрд ткм), в транзитном — на 4,5 % (до 63,2 млрд ткм). При этом по импортным перевозкам грузооборот увеличился на 1,6 % (до 112 млрд ткм).

В структуре грузооборота по группам грузов в 2020 году увеличились доли прочих грузов (на 1,2 п. п.), химических удобрений (на 0,5 п. п.), черных металлов и минерально- строительных грузов (на 0,3 п. п.), руды (на 0,1 п. п.). При этом доли двух крупнейших категорий — нефти и нефтепродуктов и угля — снизились на 1,2 п. п. каждая.


Средняя дальность перевозки, км
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 Изменение 2020/2019, %
Перевозка грузовС учетом грузобагажа. 1 764 1 800 1 835 1 851 1 862 0,6 
Перевозка порожних вагонов 1 199 1 236 1 274 1 269 1 256 −1,0
Динамика груженого грузооборота
Структура груженого грузооборота по направлениям, %
Транспортно-логистические услуги

Работая на высококонкурентном и волатильном рынке, ОАО «РЖД» стремится оказывать комплексные услуги во всех видах сообщения и расширять продуктовое меню для клиентов. Главная роль отводится внедрению и широкомасштабному применению современных логистических технологий 3PL/4PL, охватывающих максимальную потребительскую аудиторию.

Контейнерные и контрейлерные перевозки

По итогам 2020 года по сети ОАО «РЖД» было перевезено исторически рекордное количество контейнеров — порядка 5,8 млн ДФЭ, что на 15,9 % больше, чем за аналогичный период 2019 года. При этом самыми быстрыми темпами росли транзитные перевозки, прежде всего в направлении Китай — Европа — Китай.

Объем перевозок груженых контейнеров увеличился на 17,8 %, до 3,98 млн ДФЭ. Доля перевозок груженых контейнеров в общем объеме перевозок выросла до 68,6 % (+1 % к 2019 году). В разрезе номенклатуры грузов положительную динамику по итогам года показали черные металлы (+46 %), промышленные товары народного потребления (+28 %), химикаты и сода (+24 %), продовольственные товары (+33 %).

Объем транзитных контейнерных перевозок по сети ОАО «РЖД» составил 800,6 тыс. ДФЭ. С учетом новых логистических схем по возврату порожних контейнеров из стран Европы в Китай в 2020 году объем транзитных контейнерных перевозок составил 830,9 тыс. ДФЭ, что больше 2019 года на 34,4 %. Основной объем транзитных контейнерных перевозок приходится на Международный транспортный коридор (далее — МТК) «Восток — Запад». По итогам 2020 года по данному направлению было перевезено 570,0 тыс. ДФЭ (+63,9 % к 2019 году).

Наиболее эффективный и привлекательный для клиентов способ перевозки — в составе контейнерных поездов. Количество направлений их следования в 2020 году превысило 1,2 тыс. с учетом международных контейнерных маршрутов. Всего по сети по итогам года впервые проследовало более 31,5 тыс. контейнерных поездов (с учетом транзитных), доля маршрутизации — 64,2 %, что на 4,0 % выше уровня 2019 года. Доля маршрутизации груженых контейнеров — 74,2 % (2,95 млн ДФЭ), рост к уровню 2019 года — 5,4 %.

В 2020 году на сети Компании в контейнерах отправлялось более 3,4 тыс. номенклатур грузов. Расширить перечень номенклатурных позиций позволило использование новых средств упаковки: флекситанков, лайнер-бэгов, контейнеров типа «open top».

ОАО «РЖД» уделяет большое внимание также развитию контрейлерных маршрутов. В 2020 году организованы тестовые контрейлерные перевозки по маршрутам Калининград — Санкт-Петербург, Москва и Сосногорск — Воркута.


Показатели перевозок контейнеров по сети ОАО «РЖД» в 2020 году
Направление перевозок Объемы перевозок, тыс. ДФЭ Изменение к 2019, %
Внутренние 2 320,4 +11,6
Экспортные 1 453,0 +13,5
Импортные 1 225,5 +15,6
Транзитные 800,6Без учета доставки порожних контейнеров из Европы в Китай по новым логистическим схемам. +37,6
Всего, в том числе 5 799,4 +15,9
груженые контейнеры 3 980,0 +17,8

Развитие транзитных перевозок в 2020 году

По итогам 2020 года объем транзитных перевозок с учетом порожних вагонов составил 27,86 млн т, что на 2,4 % ниже уровня 2019 года. Общие доходы от транзитных перевозок в 2020 году составили 54,2 млрд руб. с ростом к уровню 2019 года на 16,1 %.

В сравнении с 2019 годом основное увеличение объемов транзитных перевозок произошло в части перевозок контейнерных грузов (+43,1 % в абсолютном выражении к 2019 году), что связано преимущественно с увеличением объемов перевозок по маршруту Китай — Европа — Китай.

Результаты деятельности крупнейших дочерних, зависимых и подконтрольных обществ ОАО «РЖД», оказывающих транспортно-логистические услуги

АО «ФГК»

Акционерное общество «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК») — общесетевой оператор грузового подвижного состава. АО «ФГК» является дочерним обществом ОАО «РЖД» и крупнейшим железнодорожным оператором грузового подвижного состава в России.

В 2020 году АО «ФГК» сохранило лидирующие позиции на рынке оперирования железнодорожным подвижным составом: по доле в грузообороте — 10,3 %, по доле в российском парке вагонов — 11,1 %. По состоянию на конец 2020 года общий вагонный парк в эксплуатации АО «ФГК» составил 132,8 тыс. ед. подвижного состава.

По итогам 2020 года выручка АО «ФГК» (по РСБУ) составила 69,9 млрд руб. (−35 % к 2019 году), прибыль от продаж — 4,9 млрд руб. (−82 % к 2019 году), чистая прибыль — 3,6 млрд руб. (−85 % к 2019 году).

GEFCO

GEFCO (Франция) — глобальный поставщик логистических решений и услуг 3PL и 4PL. Компания представлена более чем в 150 странах, входит в топ‑10 крупнейших логистических операторов в Европе и располагает 350 операционными площадками по всему миру. 75 % акций GEFCO принадлежат ОАО «РЖД».

Выручка группы GEFCO за 2020 год составила 3 805 млрд евро, что ниже показателя 2019 года на 20 %. Чистая прибыль Группы по итогам 2020 года — 84,9 млн евро, на 28 % ниже показателя предыдущего года. На ухудшение показателей группы GEFCO повлияли закрытие заводов по производству автомобилей и комплектующих, в том числе принадлежащих основному клиенту GEFCO, Group PSA, в связи с распространением пандемии COVID-19, а также ограничительные меры, введенные на ключевых европейских рынках GEFCO.

АО «РЖД Логистика»

АО «РЖД Логистика» — крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный оператор, созданный для развития логистического бизнеса холдинга «РЖД», а также один из лидеров российского рынка логистического аутсорсинга для промышленных предприятий, предоставляющий комплексные услуги по управлению цепями поставок. В рамках логистики контейнерных перевозок и международных транспортных коридоров компания организует перевозки в сообщении с более чем 50 постоянными пунктами доставки в России, Европе и Китае и обслуживает международную торговлю на всем евразийском пространстве (страны СНГ, Балтии, Китай, Япония, Вьетнам, Индия, страны Евросоюза). В зону охвата сервиса входят более 160 городов в Российской Федерации и странах СНГ, 46 городов в Китае, семь — в Европе. География сети общества постоянно расширяется и сейчас включает более 16 тыс. маршрутов.

В 2020 году объем оказания транспортно-логистических услуг АО «РЖД Логистика» в стоимостном выражении составил 33,4 млрд руб. (по РСБУ), что на 8 % ниже уровня 2019 года. Тем не менее компании удалось получить чистую прибыль по итогам года — 211,6 млн руб.

АО «ОТЛК ЕРА»

Акционерное общество «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА») развивает контейнерный транзит в России, Казахстане и Беларуси. Учредителями компании являются ОАО «РЖД», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Казакстан темiр жолы» (по 33,33 % акций).

По итогам 2020 года общий объем перевозок АО «ОТЛК ЕРА» увеличился на 64 % по сравнению с годом ранее и составил 546,9 тыс. ДФЭ, что составило 5,5 % от общих объемов торговли между Китаем и Европой. Доля АО «ОТЛК ЕРА» в транзитных сервисах Китай — Европа — Китай составила 91 %. Выручка АО «ОТЛК ЕРА» по итогам 2020 года составила 49,3 млрд руб., чистая прибыль — 4,3 млрд руб.

Такой результат был достигнут прежде всего благодаря скоординированным действиям акционеров по обеспечению высокой скорости перевозок и сокращению до минимума техно­логических задержек на всем протяжении маршрута АО «ОТЛК ЕРА» по колее 1520 мм. Транзитное время от границ Китая до границ Европы по результатам 2020 года составило 5–6 суток, а рекордная скорость, достигнутая на данном маршруте (поезд Алтынколь — Балтийск, июль 2020 года), — 1 394 км/сут.

Freight train
Улучшение сервиса для грузоотправителей

Итоги работы электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» в 2020 году

К сервису «Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) уже подключены 97 поставщиков услуг (+42,6 % к 2019 году), среди которых:

  • 82 оператора подвижного состава;
  • восемь стивидорных компаний;
  • три терминально-складских оператора, в том числе Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом — филиал ОАО «РЖД» в Москве.

В 2020 году для поставщиков (операторов подвижного состава и припортовых терминалов) разработано интерфейсное взаимодействие с ЭТП ГП и запущен облачный сервис. Благодаря этому поставщикам не требуется нести дополнительные затраты на собственную информатизацию.

Управление терминально-складской инфраструктурой

В 2020 году Центральная дирекция по управлению терминально- складским комплексом — филиал ОАО «РЖД» начала реализацию проекта «ЦМ-Экспедитор», основная цель которого — минимизировать участие клиентов в процессе доставки груза. Реализация проекта началась с июня 2020 года, когда была создана вертикаль специалистов по логистике, в задачи которых входит продажа нового продукта и развитие новых услуг. Доходы по проекту к концу 2020 года выросли в пять раз, было заключено 447 договоров на оказание транспортно-экспедиционных услуг, привлечено 123 новых клиента.

Повышение качества обслуживания грузоотправителей

Для привлечения клиентов на железно­дорожный транспорт и упрощения доступа к услугам и инфраструктуре на всей сети железных дорог России образованы Центры продажи услуг ОАО «РЖД» (ЦПУ). На сегодняшний день в структуре ОАО «РЖД» функционирует 69 ЦПУ регионального и линейного уровней. За указанный период сотрудниками Центров привлечено на железно­дорожный транспорт порядка 3 тыс. новых клиентов.

Для получения обратной связи от потребителей услуг ОАО «РЖД» использует многоканальную систему мониторинга. По данным ВЦИОМ на сентябрь 2020 года, динамика сводного индекса удовлетворенности потребителей качеством услуг грузовых железнодорожных перевозок, оказываемых ОАО «РЖД», сохраняется на умеренно позитивном уровне и составила 61,7 % (+1,4 п. п. к периоду с декабря 2019 по февраль 2020 года).


Работа Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД»

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ — рабочий орган Правительственной комиссии по транспорту Российской Федерации, осуществляющий функции общественного контроля. Основным принципом взаимодействия ОАО «РЖД» и Совета потребителей является участие представителей Компании в заседаниях Совета потребителей и его комитетов по рассмотрению ключевых направлений деятельности Компании.

В 2020 году Советом потребителей осуществлялась работа по следующим ключевым направлениям:

  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей функционирование и развитие железнодорожной отрасли;
  • тарифное регулирование на железнодорожном транспорте;
  • рассмотрение проектов финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД»;
  • оценка удовлетворенности потребителей качеством оказываемых услуг в сфере грузовых и пассажирских перевозок;
  • рассмотрение крупных инвестиционных проектов ОАО «РЖД», включая технологический и ценовой аудит проектов;
  • обеспечение транспортной безопасности.