Railway transportation and infrastructure

Anatoly Krasnoshchek
It was in 2020 that we had a chance to assess our own circumstances and improve existing routines. In this challenging environment, we did our best to make the most of available resources and ensure uninterrupted use of our railway network. We managed to deliver on the Comprehensive Plan for Upgrading and Expanding Core Infrastructure through the concerted efforts of all business units aimed at infrastructure debottlenecking and improvements in transportation technologies.
Anatoly Krasnoshchek First Deputy CEO of Russian Railways

The railway transportation and infrastructure segment covers core business units engaged in railway transportation management, maintenance and development of infrastructure and locomotive fleet. The Company’s operating and financial performance is directly linked to their efficiency, effectiveness and technical cooperation.

Key focus areas of the Long-Term Development Programme

Key initiatives in rail transportation and infrastructure development include:

  • developing operating domain-centred transportation management principles across the Russian Railways network;
  • creating dedicated infrastructure for passenger and freight transportation;
  • boosting efficiency of low intensity railway lines;
  • enhancing transportation efficiency through quality improvements in utilisation of the rolling stock;
  • developing marshalling yards;
  • improving management of the freight car fleet;
  • bolstering utilisation efficiency of mainline and shuntering locomotives and locomotive crews;
  • upgrading railway tracks applying new technology and using elements and structures of equally high quality to reduce costs associated with the infrastructure maintenance life cycle;
  • introducing automation equipment with moving blocks within sections, including a distributed computer-based interlocking system at stations with identification of main tracks, differentiated departure sections and automatic cab signalling;
  • establishing extended guarantee sections ensuring safe passage of freight trains;
  • creating an operating domain-centred model for operation of work trains and diagnostic machinery;
  • removing energy-related restrictions;
  • preparing infrastructure facilities for passage of heavy-duty and long trains;
  • streamlining planning for repairs and maintenance of infrastructure facilities and associated scheduling processes;
  • improving train composition planning and train passage management systems;
  • using natural gas as a motor fuel, gradually expanding the use of gas powered locomotives (gas turbine locomotives, gas powered diesel locomotives used in shuntering operations), while also working to improve design and increase efficiency at locomotive plants when developing modern servicing stations and LNG refuelling mechanisms.

Russian Railways’ goals for developing railway infrastructure until 2025:

  • achieve an increase in the throughput capacity of the Baikal–Amur and Trans-Siberian Railways to 180 mt by 2024;
  • boost the throughput capacity of the rail infrastructure serving ports of the Azov and Black Seas;
  • reduce container travel times from the Far East to Russia’s western border to seven days and achieve a fourfold increase in the transit container traffic by 2024;
  • develop high-speed and ultra high-speed railway services between and within major cities and metropolitan areas;
  • develop transportation services between regional administrative centres and other cities of major economic activity;
  • create multimodal freight transportation and logistics hubs.
Key achievements in 2020
  • The Company handled 1.2 bn t of cargo.
  • We exceeded the last year’s export volumes by more than 11 mt of coal (up 7.6% y-o-y).
  • Handling of containerised cargoes grew by 16.5% vs 2019.
  • Total freight turnover amounted to 3,221.0 bn tkm.
  • The loaded car delivery speed rose to 439.4 km/day, up 11.4% vs 2019.
  • The share of shipments delivered within required period increased by 1 pp vs 2019, reaching 99.4%.
  • In 2020, 46,300 trains (up 6.6% y-o-y) were dispatched as scheduled with fixed departure and arrival times.
  • A total of 2,400 trains (up 24.8% y-o-y) were dispatched as part of the Freight Express service.
  • The Company dispatched 29,200 trains weighing over 7 kt (up 21% vs 2019).
  • In 2020, we renovated over 5,500 km of tracks and laid more than 2,000 sets of turnouts, which helped keep down the length of railway tracks with exceeded limits of throughput, reduce the length of permanent speed limit sections and increase the train speed on 1,100 km of tracks.
  • Russian Railways ensured that 63% of track overhauls using new materials and 57% of full replacements and intermediate overhauls were carried out on traffic-free sections. In 2020, diagnostic machinery performance improved by 16% y-o-y, with the share of incident detections by mobile diagnostic tools quadrupling to 21% over the past five years.

Russian Railways’ infrastructure highlights in 2020
Item 2020 performance % vs 2019
Average weight of freight train, t 4,084.0 −0.1
Schedule speed of freight train, km/h 41.6 +1.0
Average operating speed, km/h 46.6 +0.4
Average daily performance of freight locomotive, thousand tkm gross 1,677.0 +4.2
Average daily performance of freight train locomotive, thousand tkm gross 2,216.0 +3.6
Per unit electricity consumption for train traction, kWh/10,000 tkm gross 106.2 −1.2
Per unit fuel consumption for train traction, kg of reference fuel/10,000 tkm gross 55.5 +0.1
Improving the efficiency of infrastructure

Repairs and upgrade of infrastructure facilities

In 2020, the Company spent RUB 127.1 bn on all types of track repairs and renovated 5,480.8 km of tracks, with the Eastern Operating Domain accounting for over a quarter of all repairs.

Track overhaul and maintenance in 2020 helped:

  • increase the speed of passenger and freight trains on 1,115.6 and 1,119.3 km of tracks, respectively;
  • increase the average speed of passenger and freight trains by 0.2 km/h (to 93.6 km/h) and 0.1 km/h (to 73.5 km/h), respectively;
  • improve track condition assessment by 1 point y-o-y to 33 points;
  • reduce equipment failures by 27% (247,700 in 2020 vs 338,300 in 2019);
  • keep the length of railway tracks with exceeded limits of throughput or useful life flat vs 2019 at 23,900 km.
Renovation of the Kozinsky viaduct
Renovation of the Kozinsky viaduct

In 2020, Russian Railways completed the renovation of the Krasnoyarsk Railway's 326 m long Kozinsky viaduct. We had to replace the 50-year-old bridge at a height of 65 m on the most challenging pass of the Dzheb -Shchetinkino section in the Western Sayan mountain gorge. We relied on unique high-rise operations to replace bridge spans one by one, which involved laying a temporary track on each installed bridge span for heavy-duty machines to roll on to assist with further replacements.

A new railway bridge across the Akhtuba River
A new railway bridge across the Akhtuba River

In 2020, Russian Railways built a new railway bridge across the Akhtuba River in the Krasnoyarsky District of the Astrakhan Region. The new bridge is a key to boosting the throughput capacity of the rail infrastructure serving ports of the Azov and Black Seas. Its launch helps eliminate the last single-track bottleneck between Baskunchak and Astrakhan thus enabling heavy-duty freight traffic. The bridge crossing will also increase the throughput capacity of the North-South corridor en route to Moscow and Kazakhstan.

With the new bridge opened, freight traffic is expected to reach 20 million tons with its throughput capacity set to rise to 153 train pairs per day. The bridge crossing is 2.35 km long and consists of 8 pillars and 7 spans. The bridge was inaugurated on 19 February 2021, when the Privolzhsk Railway turns 150.

It was constructed using state-of-the-art engineering solutions, with strain pole foundations laid to a depth of 18 to 33 m and pile tops combined with reinforced concrete grillage. Bridge spans were assembled on site. Structural steel relies on crossbeams, as well as longitudinal and lateral ties supporting the lower boom. We also laid reinforced concrete panels for ballastless track. Russian Railways invested shareholders received 3 bn in the construction.

Streamlining the freight traffic schedule

The main function of the train schedule is to maximise the infrastructure efficiency for the required throughput and carrying capacity, ensure the target volume of freight traffic and increase the schedule and mean speed.

Russian Railways’ timetable provides for over 900 special routes, including 595 container trains, 16 RoLa trains, 149 Freight Express trains, 53 coal trains, 30 timber trains, 8 Cargo Lowcoster trains.

Improving performance at operating domains

To this end, the Company strives to streamline train composition planning coupled with schedule improvements. In 2020, the share of full train shipments rose by 1.5 pp (to 53.3% of all dispatched loaded freight cars), which helped reduce yard operations by 4,000 cars per day vs 2019.

Developing passenger infrastructure

In 2020, the Central Transport Hub met its target for passenger transportation with 548.9 m people transported annually. Russian Railways completed an all-time high RUB 99.3 bn worth of works (101.4% of the plan) as part of the Central Transport Hub development project. The Company commissioned passenger and transport infrastructure facilities for a total of RUB 54.2 bn, exceeding the plan by half.

In 2020, Russian Railways managed to increase the train speed on the Centre–South axis, specifically on Moscow–Ryazhsk–Adler–Moscow (176 km) and Moscow–Yelets–Adler–Moscow (186 km) routes, thus reducing travel times by 10 minutes on each route.

Developing infrastructure to support growing transit container volumes

In 2020, the Company updated its action plans to enhance the throughput and carrying capacity of its infrastructure to deliver a fourfold increase in transit container traffic by 2025.

The average speed of transit container trains in 2020 stood at 1,074 km/day, or 7.6% above the target set in the Comprehensive Plan for Upgrading and Expanding Core Infrastructure (998 km/day). Russian Railways hit an all-time high with some 5.8 m TEU containers transported in 2020, up 15.9 y-o-y.

Higher traction stock efficiency

Traction stock in 2020

In 2020, Russian Railways spent RUB 94.3 bn on traction stock purchases, with all locomotives made in Russia. The Company procured 566 locomotives, including:

  • 328 mainline electric locomotives, including 294 freight and 34 passenger locomotives;
  • 238 diesel locomotives, including 154 shunting, 80 freight mainliners and 4 passenger locomotives.

Train traction accounts for the bulk of Russian Railways’ fuel and energy expenses, so energy saving initiatives are high on the agenda. Over 4,000 locomotives have been equipped with automatic train operation systems that control their movement and minimise energy consumption. In 2021, the project will be rolled out across the entire railway network.

In 2020, per unit electricity consumption for train traction amounted to 106.2 kWh/10,000 tkm gross (down 1.2% y-o-y), while per unit fuel consumption for train traction stood at 55.5 kg of y-o-y), while per unit fuel consumption for train traction stood at 55.5 kg of reference fuel/10,000 tkm gross (up 0.1% y-o-y).

Developing heavy-duty traffic

Heavy-duty traffic and higher weight standards of freight trains are key to optimising the transportation process in terms of increasing the carrying capacity, enhancing performance of locomotives and locomotive crews and reducing energy consumption for train traction.

Russian Railways continues to develop heavy-duty traffic. Following pilot tests in 2020 and thanks to new locomotive purchases, the Company managed to increase allowable weight limits on more than 46 sections. The average train weight across the network increased by 11 t vs the plan on the back of composition and operation of heavy-duty and push-pull freight trains, including:

  • 161,900 runs by trains weighing over 6 kt;
  • 42,400 runs by push-pull trains.

Железнодорожные перевозки и инфраструктура

Анатолий Краснощек
2020 год для производственного блока стал годом оценки собственных возможностей и усовершенствования существующих технологий. В сложившихся для Компании непростых условиях мы постарались эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и обеспечить бесперебойную работу железнодорожного транспорта. Совместные усилия всех подразделений по снятию инфраструктурных ограничений, а также совершенствованию технологий перевозочного процесса позволили в 2020 году достичь целевых параметров Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Анатолий Краснощек Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Направление «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» объединяет основные производственные бизнес-единицы, занимающиеся организацией железнодорожных перевозок, содержанием и развитием инфраструктуры и локомотивного комплекса. От их эффективности и уровня технологического взаимодействия напрямую зависит производственно-финансовый результат Компании.

Ключевые направления развития согласно ДПР

Ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают:

  • развитие на сети железных дорог ОАО «РЖД» полигонных принципов управления перевозочным процессом;
  • разделение и специализацию инфраструктуры для движения преимущественно пассажирских и грузовых поездов;
  • повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях;
  • повышение эффективности перевозочного процесса за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава;
  • развитие сортировочных станций;
  • совершенствование управления парком грузовых вагонов на сети железных дорог;
  • повышение эффективности использования парка магистральных и маневровых локомотивов и локомотивных бригад;
  • обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;
  • масштабное внедрение устройств автоматики с подвижными блок - участками на перегонах, включая распределенную систему микропроцессорной централизации на станциях с выделением главных путей, с дифференцированными участками удаления и автоматическую локомотивную сигнализацию;
  • установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности;
  • формирование полигонной модели работы путевых машин и диагностических комплексов;
  • снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе;
  • подготовку объектов инфраструктуры для обеспечения пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов;
  • совершенствование системы планирования и предоставления окон для проведения ремонта и содержания объектов инфраструктуры;
  • совершенствование систем построения плана формирования поездов, а также планирования и управления пропуском поездов;
  • использование природного газа в качестве моторного топлива, поэтапное развитие эксплуатации газомоторных локомотивов (газотурбовозов, маневровых газотепловозов), синхронизированное с проведением работ по совершенствованию конструкции и повышению экономичности освоения производства на локомотивостроительных заводах при создании современных пунктов экипировки и механизма заправки сжиженным природным газом.

Задачи ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры:

  • увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т в 2024 году;
  • увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;
  • сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней и увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза к 2024 году;
  • развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами и внутри агломераций;
  • развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами — центрами экономического роста;
  • формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров.
Главные достижения в 2020 году
  • Погружено 1,2 млрд т грузов.
  • Дополнительно к прошлому году вывезено свыше 11 млн т угля на экспорт (+7,6 % к уровню 2019 года).
  • Погрузка грузов в контейнерах увеличилась на 16,5 % к уровню 2019 года.
  • Грузооборот всего составил 3 221,0 млрд ткм.
  • Скорость доставки в груженых вагонах выросла на 11,4 %, до 439,4 км/сут.
  • Доля доставки отправок в груженых вагонах в нормативный срок выросла на 1 п. п., до 99,4 %.
  • По расписанию с фиксированным временем отправления и прибытия отправлено 46,3 тыс. поездов (+6,6 % к 2019 году).
  • В рамках реализации услуги «Грузовой экспресс» отправлено 2,4 тыс. поездов (+24,8 % к 2019 году).
  • Отправлено 29,2 тыс. поездов массой свыше 7 тыс. т (+ 21 % к 2019 году).
  • Оздоровлено более 5,5 тыс. км железнодорожного пути и уложено свыше 2 тыс. комплектов стрелочных переводов. Это позволило не допустить роста протяженности пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем, снизить постоянно действующие ограничения и повысить скорости движения поездов на протяжении 1,1 тыс. км пути.
  • 63 % капитального ремонта железнодорожного пути с использованием новых материалов и 57 % сплошной замены рельсов новыми, сопровождаемой работами в объемах среднего ремонта, выполнено по технологии закрытого перегона. Рост выработки на одно диагностическое средство в 2020 году составил 16 % к 2019 году, а доля выявляемых мобильными средствами диагностики инцидентов за пять лет увеличилась в четыре раза, до 21 %.

Важнейшие показатели деятельности инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» в 2020 году
Показатель Результат в 2020 году % к 2019 году
Средний вес грузового поезда, т 4 084,0 −0,1
Средняя участковая скорость грузового поезда, км/ч 41,6 +1,0
Средняя техническая скорость движения, км/ч 46,6 +0,4
Среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого парка, тыс. ткм брутто 1 677,0 +4,2
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка, тыс. ткм брутто 2 216,0 +3,6
Удельный расход электроэнергии на тягу поездов, кВт ⋅ ч / 10 тыс. ткм брутто 106,2 −1,2
Удельный расход топлива на тягу поездов, кг у. т. / 10 тыс. ткм брутто 55,5 +0,1
Повышение эффективности инфраструктурного комплекса

Ремонт и модернизация объектов инфраструктуры

В 2020 году объем капитальных затрат на обновление железнодорожного пути всеми видами ремонта составил 127,1 млрд руб. Сдано в эксплуатацию 5 480,8 км пути. Более четверти работ по оздоровлению пути выполнено на Восточном полигоне.

По результатам проведенных в 2020 году работ по капитальному ремонту и текущему содержанию пути:

  • повышены скорости движения поездов на протяжении 1 115,6 км для пассажирских и 1 119,3 км — для грузовых поездов;
  • средневзвешенная скорость пассажирских поездов повышена на 0,2 км/ч (до 93,6 км/ч), а грузовых — на 0,1 км/ч (до 73,5 км/ч);
  • балловая оценка состояния пути улучшена к уровню 2019 года на 1 балл, до 33 баллов;
  • количество отказов технических средств по путевому комплексу сократилось на 27 % (за 2019 год — 338,3 тыс. шт., за 2020 год — 247,7 тыс. шт.);
  • за счет выполнения капитальных видов работ по оздоровлению пути удалось сохранить протяженность участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем или сроком эксплуатации на уровне 2019 года — 23,9 тыс. км.
Реконструкция Козинского виадука
Реконструкция Козинского виадука

В 2020 году стройкомплекс ОАО «РЖД» завершил реконструкцию Козинского виадука протяженностью 326 м на Красноярской железной дороге. Работы по замене старого пролета виадука, прослужившего свыше 50 лет, проведены на высоте 65 м в горном ущелье, на самом сложном перевале Красноярской железной дороги Джебь — Щетинкино в скалах Западного Саяна. Уникальная технология высотных работ включала поэтапную замену пролетов: после завершения монтажа пролета на нем укладывается временный железнодорожный путь, который позволяет заезжать тяжелой технике и проводить работы по замене следующей конструкции.

Новый железнодорожный мост через реку Ахтубу
Новый железнодорожный мост через реку Ахтубу

В 2020 году в Красноярском районе Астраханской области построен новый железнодорожный мост через реку Ахтубу. Новый мост — один из ключевых объектов для увеличения пропускной способности в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. С его вводом ликвидируется последний лимитирующий однопутный участок от Баскунчака до Астрахани и создаются условия для организации тяжеловесного движения. Мостовой переход увеличит также пропускную способность по транспортному коридору Север — Юг в направлениях на Москву и Казахстан.

С вводом нового моста планируется, что грузопоток увеличится до 20 млн т в год, а пропускная способность участка — до 153 пар поездов в сутки. Длина мостового перехода составляет 2,35 км. Его конструкция состоит из восьми опор и семи пролетных строений. Торжественное открытие движения по мосту состоялось 19 февраля 2021 года, в юбилейный год 150-летия Приволжской железной дороги.

В процессе строительно-монтажных работ применялись самые передовые технологии. Фундаменты промежуточных опор погружались на глубину от 18 до 33 м, верхние части буронабивных свай были объединены железобетонным ростверком. Пролетные строения собирались на месте строительства. Металлические конструкции соединялись поперечными балками, а также продольными и поперечными связями вдоль нижнего пояса. На протяжении всего сооружения произведена укладка железобетонных плит безбалластного мостового полотна. Инвестиции ОАО «РЖД» в строительство объекта составили 3 млрд руб.

Оптимизация графика движения грузовых поездов

Основная задача графика движения поездов — максимальное использование возможностей инфраструктуры, чтобы обеспечить требуемый уровень пропускной и провозной способностей, освоить установленные размеры движения грузовых поездов и повысить участковую и маршрутную скорости.

В нормативном графике движения поездов предусмотрено курсирование более 900 специализированных расписаний, в том числе 595 контейнерных поездов, 16 контрейлерных, 149 «Грузовых экспрессов», 53 — для маршрутов с углем, 30 — для маршрутов с лесными грузами, 8 — для грузовых «Лоукостеров».

Совершенствование работы на полигонах

Один из ключевых элементов совершенствования работы на полигонах — оптимизация плана формирования поездов за счет повышения маршрутизации. Рост маршрутизации на 1,5 п. п. в 2020 году (до 53,3 % от общего количества отправленных груженых вагонов) позволил снизить переработку вагонов станциями на 4 тыс. ед. в сутки к уровню 2019 года.

Развитие инфраструктуры пассажирского комплекса

Достигнут целевой показатель увеличения пассажиропотока по проекту развития Центрального транспортного узла в размере 548,9 млн пассажиров в год. В рамках развития Центрального транспортного узла в 2020 году выполнен рекордный за всю историю проекта объем работ на сумму 99,3 млрд руб. (101,4 % от плана). Введены в эксплуатацию объекты пассажирской и транспортной инфраструктуры на сумму 54,2 млрд руб., что более чем в 1,5 раза больше запланированного.

Рост скоростей движения поездов по направлению Центр — Юг на 2020 год за счет повышения скорости движения поездов по маршрутам Москва — Ряжск — Адлер — Москва на протяжении 176 км, Москва — Елец — Адлер — Москва на протяжении 186 км позволил сократить время хода поездов на 10 мин по каждому из маршрутов.

Развитие инфраструктуры для увеличения транзитных контейнерных перевозок

В 2020 году проводилась работа по актуализации детальных планов мероприятий по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры в целях увеличения транзитного контейнеропотока в четыре раза к 2025 году.

Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока в 2020 году составила 1 074 км/сут, что на 7,6 % выше целевого значения, установленного КПМИ (998 км/сут). По итогам 2020 года впервые перевезено порядка 5,8 млн ДФЭ, что на 15,9 % больше, чем за аналогичный период 2019 года.

Повышение эффективности тягового подвижного состава

Динамика и структура парка тягового подвижного состава в 2020 году

В 2020 году ОАО «РЖД» инвестировало в приобретение тягового подвижного состава 94,3 млрд руб. Все закупленные локомотивы — российского производства. Всего было закуплено 566 локомотивов, в том числе:

  • 328 магистральных электровозов, среди которых 294 грузовых и 34 пассажирских;
  • 238 тепловозов, в том числе 154 маневровых, 80 грузовых магистральных и четыре пассажирских.

Основная доля расходов на топливно-энергетические ресурсы в ОАО «РЖД» приходится на тягу поездов, поэтому мероприятия, направленные на снижение потребления энергоресурсов именно в этом сегменте, являются приоритетными. Свыше 4 тыс. локомотивов уже оборудовано системами, которые формируют алгоритм движения поезда с минимальными затратами энергии и могут вести поезд в режиме автоведения. В 2021 году Компания завершит тиражирование этого проекта на всей сети железных дорог.

Удельный расход электроэнергии на тягу поездов составил 106,2 кВт ⋅ ч / 10 тыс. ткм брутто (ниже уровня 2019 года на 1,2 %). Удельный расход топлива на тягу поездов составил 55,5 кг у. т. / 10 тыс. ткм брутто (выше уровня 2019 года на 0,1 %).

Развитие тяжеловесного движения

Тяжеловесное движение и повышение весовых норм грузовых поездов — один из основных способов оптимизации перевозочного процесса, позволяющих увеличить провозную способность участков и направлений, производительность локомотивов и локомотивных бригад, сократить потребление энергоресурсов на тягу поездов.

ОАО «РЖД» продолжает развивать тяжеловесное движение.

По итогам проведенных испытаний в 2020 году, а также в связи с поставкой новых локомотивов удалось повысить максимальный вес поезда более чем на 46 участках. В целом по сети показатель среднего веса поезда увеличен к плановому заданию на 11 т благодаря формированию и вождению тяжеловесных и соединенных грузовых поездов, в том числе:

  • весом более 6 тыс. т — 161,9 тыс.поездов;
  • соединенных — 42,4 тыс. поездов.