Железнодорожные перевозки и инфраструктура
2020 год для производственного блока стал годом оценки собственных возможностей и усовершенствования существующих технологий. В сложившихся для Компании непростых условиях мы постарались эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и обеспечить бесперебойную работу железнодорожного транспорта. Совместные усилия всех подразделений по снятию инфраструктурных ограничений, а также совершенствованию технологий перевозочного процесса позволили в 2020 году достичь целевых параметров Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.Анатолий Краснощек Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»
Направление «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» объединяет основные производственные бизнес-единицы, занимающиеся организацией железнодорожных перевозок, содержанием и развитием инфраструктуры и локомотивного комплекса. От их эффективности и уровня технологического взаимодействия напрямую зависит производственно-финансовый результат Компании.
Ключевые направления развития согласно ДПР
Ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают:
- развитие на сети железных дорог ОАО «РЖД» полигонных принципов управления перевозочным процессом;
- разделение и специализацию инфраструктуры для движения преимущественно пассажирских и грузовых поездов;
- повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях;
- повышение эффективности перевозочного процесса за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава;
- развитие сортировочных станций;
- совершенствование управления парком грузовых вагонов на сети железных дорог;
- повышение эффективности использования парка магистральных и маневровых локомотивов и локомотивных бригад;
- обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;
- масштабное внедрение устройств автоматики с подвижными блок - участками на перегонах, включая распределенную систему микропроцессорной централизации на станциях с выделением главных путей, с дифференцированными участками удаления и автоматическую локомотивную сигнализацию;
- установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности;
- формирование полигонной модели работы путевых машин и диагностических комплексов;
- снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе;
- подготовку объектов инфраструктуры для обеспечения пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов;
- совершенствование системы планирования и предоставления окон для проведения ремонта и содержания объектов инфраструктуры;
- совершенствование систем построения плана формирования поездов, а также планирования и управления пропуском поездов;
- использование природного газа в качестве моторного топлива, поэтапное развитие эксплуатации газомоторных локомотивов (газотурбовозов, маневровых газотепловозов), синхронизированное с проведением работ по совершенствованию конструкции и повышению экономичности освоения производства на локомотивостроительных заводах при создании современных пунктов экипировки и механизма заправки сжиженным природным газом.
Задачи ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры:
- увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т в 2024 году;
- увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;
- сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней и увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза к 2024 году;
- развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами и внутри агломераций;
- развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами — центрами экономического роста;
- формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров.
Показатель | Результат в 2020 году | % к 2019 году |
---|---|---|
Средний вес грузового поезда, т | 4 084,0 | −0,1 |
Средняя участковая скорость грузового поезда, | 41,6 | +1,0 |
Средняя техническая скорость движения, | 46,6 | +0,4 |
Среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого парка, тыс. ткм брутто | 1 677,0 | +4,2 |
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка, тыс. ткм брутто | 2 216,0 | +3,6 |
Удельный расход электроэнергии на тягу поездов, | 106,2 | −1,2 |
Удельный расход топлива на тягу поездов, | 55,5 | +0,1 |
Ремонт и модернизация объектов инфраструктуры
В 2020 году объем капитальных затрат на обновление железнодорожного пути всеми видами ремонта составил 127,1 млрд руб. Сдано в эксплуатацию 5 480,8 км пути. Более четверти работ по оздоровлению пути выполнено на Восточном полигоне.
По результатам проведенных в 2020 году работ по капитальному ремонту и текущему содержанию пути:
- повышены скорости движения поездов на протяжении 1 115,6 км для пассажирских и 1 119,3 км — для грузовых поездов;
- средневзвешенная скорость пассажирских поездов повышена на 0,2 км/ч (до 93,6 км/ч), а грузовых — на 0,1 км/ч (до 73,5 км/ч);
- балловая оценка состояния пути улучшена к уровню 2019 года на 1 балл, до 33 баллов;
- количество отказов технических средств по путевому комплексу сократилось на 27 % (за 2019 год — 338,3 тыс. шт., за 2020 год — 247,7 тыс. шт.);
- за счет выполнения капитальных видов работ по оздоровлению пути удалось сохранить протяженность участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем или сроком эксплуатации на уровне 2019 года — 23,9 тыс. км.
Оптимизация графика движения грузовых поездов
Основная задача графика движения поездов — максимальное использование возможностей инфраструктуры, чтобы обеспечить требуемый уровень пропускной и провозной способностей, освоить установленные размеры движения грузовых поездов и повысить участковую и маршрутную скорости.
В нормативном графике движения поездов предусмотрено курсирование более 900 специализированных расписаний, в том числе 595 контейнерных поездов, 16 контрейлерных, 149 «Грузовых экспрессов», 53 — для маршрутов с углем, 30 — для маршрутов с лесными грузами, 8 — для грузовых «Лоукостеров».
Совершенствование работы на полигонах
Один из ключевых элементов совершенствования работы на полигонах — оптимизация плана формирования поездов за счет повышения маршрутизации. Рост маршрутизации на 1,5 п. п. в 2020 году (до 53,3 % от общего количества отправленных груженых вагонов) позволил снизить переработку вагонов станциями на 4 тыс. ед. в сутки к уровню 2019 года.
Развитие инфраструктуры пассажирского комплекса
Достигнут целевой показатель увеличения пассажиропотока по проекту развития Центрального транспортного узла в размере 548,9 млн пассажиров в год. В рамках развития Центрального транспортного узла в 2020 году выполнен рекордный за всю историю проекта объем работ на сумму 99,3 млрд руб. (101,4 % от плана). Введены в эксплуатацию объекты пассажирской и транспортной инфраструктуры на сумму 54,2 млрд руб., что более чем в 1,5 раза больше запланированного.
Рост скоростей движения поездов по направлению Центр — Юг на 2020 год за счет повышения скорости движения поездов по маршрутам Москва — Ряжск — Адлер — Москва на протяжении 176 км, Москва — Елец — Адлер — Москва на протяжении 186 км позволил сократить время хода поездов на 10 мин по каждому из маршрутов.
Развитие инфраструктуры для увеличения транзитных контейнерных перевозок
В 2020 году проводилась работа по актуализации детальных планов мероприятий по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры в целях увеличения транзитного контейнеропотока в четыре раза к 2025 году.
Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока в 2020 году составила 1 074 км/сут, что на 7,6 % выше целевого значения, установленного КПМИ (998 км/сут). По итогам 2020 года впервые перевезено порядка 5,8 млн ДФЭ, что на 15,9 % больше, чем за аналогичный период 2019 года.
Динамика и структура парка тягового подвижного состава в 2020 году
В 2020 году ОАО «РЖД» инвестировало в приобретение тягового подвижного состава 94,3 млрд руб. Все закупленные локомотивы — российского производства. Всего было закуплено 566 локомотивов, в том числе:
- 328 магистральных электровозов, среди которых 294 грузовых и 34 пассажирских;
- 238 тепловозов, в том числе 154 маневровых, 80 грузовых магистральных и четыре пассажирских.
Основная доля расходов на топливно-энергетические ресурсы в ОАО «РЖД» приходится на тягу поездов, поэтому мероприятия, направленные на снижение потребления энергоресурсов именно в этом сегменте, являются приоритетными. Свыше 4 тыс. локомотивов уже оборудовано системами, которые формируют алгоритм движения поезда с минимальными затратами энергии и могут вести поезд в режиме автоведения. В 2021 году Компания завершит тиражирование этого проекта на всей сети железных дорог.
Удельный расход электроэнергии на тягу поездов составил 106,2 кВт ⋅ ч / 10 тыс. ткм брутто (ниже уровня 2019 года на 1,2 %). Удельный расход топлива на тягу поездов составил 55,5 кг у. т. / 10 тыс. ткм брутто (выше уровня 2019 года на 0,1 %).
Развитие тяжеловесного движения
Тяжеловесное движение и повышение весовых норм грузовых поездов — один из основных способов оптимизации перевозочного процесса, позволяющих увеличить провозную способность участков и направлений, производительность локомотивов и локомотивных бригад, сократить потребление энергоресурсов на тягу поездов.
ОАО «РЖД» продолжает развивать тяжеловесное движение.
По итогам проведенных испытаний в 2020 году, а также в связи с поставкой новых локомотивов удалось повысить максимальный вес поезда более чем на 46 участках. В целом по сети показатель среднего веса поезда увеличен к плановому заданию на 11 т благодаря формированию и вождению тяжеловесных и соединенных грузовых поездов, в том числе:
- весом более 6 тыс. т — 161,9 тыс.поездов;
- соединенных — 42,4 тыс. поездов.