Обзор рынка
Российская экономика в 2020 году
Развитие макроэкономической ситуации в России в 2020 году соответствовало общемировым трендам и проходило под негативным влиянием
ВВП России снизился на 3,0 % после роста на 2,0 % в 2019 году. Низшая точка развития российской экономики в 2020 году пришлась на II квартал, когда экономический спад составил 7,8 % в годовом исчислении. В III квартале глубина спада уменьшилась до 3,5 %, а в IV квартале — до 1,8 %. Объемы промышленного производства, имеющие определяющее значение для грузовых перевозок железнодорожным транспортом, в 2020 году сократились на 2,6 % после роста на 3,4 % в 2019 году. При этом, если в добывающих отраслях снижение производства в 2020 году составило 6,9 %, то в обрабатывающем секторе произошел незначительный рост (на 0,6 %).
Дополнительное негативное влияние на экономику России в 2020 году оказывали низкие мировые цены на нефть и некоторые другие товары российского экспорта. По многим товарам, которые обеспечивают объемы грузовых железнодорожных перевозок в экспортном сообщении, снизились поставки в физическом выражении.
Несмотря на негативное воздействие пандемии и низких цен на нефть, российская экономика в 2020 году пострадала не так сильно, как многие развитые страны. В первую очередь это связано со структурой российской экономики. На многие крупные предприятия, составляющие ее основу, ограничения не распространялись в силу особенностей их производственного процесса. При этом доли малого и среднего бизнеса, сферы услуг, которые сильнее других пострадали от кризиса и запрета на деятельность, в России существенно ниже, чем в развитых странах. Свою роль сыграл и отказ от возобновления ограничительных мер в IV квартале 2020 года, что позволило национальной экономике продолжить восстановление.
Среди факторов, которые поддержали экономику России в 2020 году, следует выделить реализацию антикризисной программы Правительства Российской Федерации и активизацию бюджетных расходов, относительно мягкую денежно-кредитную политику Банка России, а также перераспределение населением значительных средств, не потраченных за рубежом из-за закрытых границ, на внутреннее потребление.
Вместе с тем меньший кризисный провал в российской экономике в 2020 году по сравнению с мировой создает вероятность менее активного восстановления. Согласно базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России от сентября 2020 года, рост ВВП России в 2021 году составит 3,3 %, а в прогнозе от апреля 2021 года темп скорректирован до 2,9 %. Прогноз МВФ предполагает рост ВВП России в 2021 году на 3,8 % при ожиданиях роста мирового ВВП на 6,0 %.
При этом риски для экономики России в 2021 году достаточно высоки. К ним относятся сохраняющаяся неопределенность по поводу дальнейшего развития эпидемиологической ситуации в стране и в мире, геополитическая напряженность и вероятность новых санкций, эффекты от возврата к консервативной бюджетной политике, а также вероятность ценовой коррекции на мировых товарных рынках.
Рынок грузовых перевозок
В 2020 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России снизился на 4,9 % относительно 2019 года, до 5 397,2 млрд ткм. В том числе грузооборот трубопроводного транспорта уменьшился на 8 %, воздушного — на 3,7 %, внутреннего водного — на 8,6 %, автомобильного — на 1,3 %, и только грузооборот морского транспорта вырос на 16,2 %.
Груженый грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 2,2 %. В то же время доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны выросла до 47,2 % (на 1,3 п. п. выше уровня 2019 года). Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 87 % (на 0,1 п. п. ниже уровня 2019 года).
Вид транспорта | 2020 год | Доля видов транспорта в общем грузообороте, % | ||
---|---|---|---|---|
млрд ткм | Изменение к 2019 году, % | 2019 год | 2020 год | |
Весь транспорт | 5 397,2 | −4,9 | 100,0 | 100,0 |
ЖелезнодорожныйГруженый грузооборот. | 2 545,3 | −2,2 | 45,9 | 47,2 |
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» и АО «АК «ЖДЯ»Грузооборот по данным ОАО «РЖД» без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии. | 2 544,8 | −2,2 | 45,9 | 47,2 |
Автомобильный | 271,8 | −1,3 | 4,9 | 5,0 |
в том числе авто на коммерческой основе | 149,9 | −1,3 | 2,7 | 2,8 |
МорскойВ перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях таймчартера), плавающими под государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. | 42,5 | +16,2 | 0,6 | 0,8 |
Внутренний водный | 60,2 | −8,6 | 1,16 | 1,12 |
Воздушный (транспортная авиация) | 7,1 | −3,7 | 0,13 | 0,13 |
Трубопроводный | 2 470,2 | −8,0 | 47,3 | 45,8 |
Справочно: | ||||
доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного | 87,1 | 87,0 | ||
доля ОАО «РЖД» без учета трубопроводного | 87,1 | 87,0 |
Рынок пассажирских перевозок
В 2020 году пассажирооборот транспорта в России уменьшился на 45,2 % по сравнению с 2019 годом, до 312,7 млрд пасс.-кмБез учета городского транспорта.. В том числе пассажирооборот по видам транспорта составил:
- железнодорожного — 78,6 млрд пасс.-км;
- автомобильного — 80,4 млрд пасс.-км;
- воздушного — 153,5 млрд пасс.-км.
В 2020 году на всех видах транспорта произошло снижение пассажирооборота. Пассажирооборот железнодорожного транспорта упал на 41,2 % к уровню 2019 года, но его доля в общем пассажирообороте увеличилась до 25,1 %
Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 25,7 % (+5,8 п. п. к уровню 2019 года). В структуре пассажирооборота общего пользования воздушный транспорт занимает 49,1 % (−7,5 п. п. к уровню 2019 года).
В 2020 году в связи с пандемией и частичным прекращением регулярного и чартерного авиасообщения пассажирооборот воздушного транспорта упал к уровню 2019 года
Положение ОАО «РЖД» в железнодорожной отрасли
Грузовые перевозки
В сфере грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» — единственный перевозчик на всей принадлежащей ему инфраструктуре. Начиная с 2011 года вагонный парк холдинга «РЖД», предназначенный для коммерческого использования, находится в собственности дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», информация о деятельности которых представлена в соответствующих разделах данного отчета.
Пассажирские перевозки
ОАО «РЖД» обеспечивает предоставление железнодорожной инфраструктуры для осуществления пассажирских перевозок и является единственной в России компанией, предоставляющей услуги высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Традиционные пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении осуществляются дочерними и зависимыми компаниями ОАО «РЖД», информация о деятельности которых, включая их долю рынка, представлена в соответствующих разделах данного отчета.
Вид транспорта | 2020 год | Доля видов транспорта в общем пассажирообороте, % | ||
---|---|---|---|---|
млрд пасс.-км | Изменение к 2019 году, % | 2019 год | 2020 год | |
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 312,7 | −45,2 | 100,0 | 100,0 |
Железнодорожный | 78,6 | −41,2 | 23,4 | 25,1 |
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» | 78,1 | −41,4 | 23,4 | 25,0 |
Автомобильный (автобусы) | 80,4 | −29,1 | 19,9 | 25,7 |
Внутренний водный | 0,2 | −59,5 | 0,1 | 0,07 |
Морской | 0,03 | −39,5 | 0,009 | 0,01 |
Воздушный | 153,5 | −52,5 | 56,6 | 49,1 |