Анализ финансовых результатов (по РСБУ)

Вадим Михайлов
Подводя итоги 2020 года, необходимо отметить, что, несмотря на значительное влияние пандемии новой коронавирусной инфекции и введение карантинных ограничений, Компания обеспечила максимальное выполнение инвестиционной программы, сохраняя заказ у экономики страны. Это стало возможным благодаря повышению внутренней эффективности, работе в части корпоративного управления, а также успешному применению новых финансовых инструментов, в том числе бессрочных облигаций. В этих условиях обеспечен положительный финансовый результат при плановом убытке, а также полное исполнение общекорпоративных КПЭ.
Вадим Михайлов Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

В 2020 году в условиях непростой макроэкономической ситуации, связанной с распространением COVID-19 и введением карантинных ограничений, ОАО «РЖД» своевременно реагировало на складывающиеся неблагоприятные условия и оперативно принимало соответствующие решения.

Значительное снижение экономической активности из-за введенных ограничений существенно сократило спрос на железнодорожные перевозки: погрузка грузов снизилась на 2,7 %, а грузооборот (с учетом пробега собственных вагонов в порожнем состоянии) — на 2,5 % к уровню 2019 года.

Основное влияние на выполнение показателей пассажирского комплекса в 2020 году оказала критическая эпидемиологическая ситуация. В 2020 году пассажирооборот составил 78,1 млрд пасс.-км, что ниже уровня 2019 года на 41,4 %. Отправлено 872 млн пассажиров (−27,2 % к 2019 году).

Тем не менее в этой непростой ситуации ОАО «РЖД» оказало значимую поддержку своим дочерним обществам, клиентам и партнерам для их стабильного функционирования. Также Компания в полном объеме выполнила обязательства перед федеральным, региональными и местными бюджетами, внебюджетными фондами по уплате налогов и сборов, страховых взносов за 2020 год.

Доходы от перевозок снизились к уровню 2019 года на 1,6 % (+1,1 % к плану). В части грузовых перевозок снижение доходов составило 0,5 % к уровню 2019 года (при этом к плану рост составил 1,2 %). В условиях изменения структуры грузооборота прирост доходной ставки составил 2,1 %. Доходы от пассажирских перевозок снизились на 15,8 % к 2019 году.Операционная прибыль снизилась на 29,4 % и составила 117,3 млрд руб. (при этом к плану рост составил 25,0 млрд руб. (+27,0 %). Прибыль от прочих видов деятельности была получена в размере 17,9 млрд руб.

Дивиденды от дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» составили рекордные 39,7 млрд руб. Кроме того, были проданы акции дочерних и зависимых обществ на сумму 46,2 млрд руб. с финансовым результатом 0,7 млрд руб.

Долг по кредитам и займам на конец 2020 года составил 1 513,8 млрд руб. Суммарно в 2020 году на первичном рынке было привлечено долгосрочное финансирование на общую сумму 452,9 млрд руб., включая 313 млрд руб. за счет бессрочных облигаций, размещение которых получило поддержку Президента Российской Федерации. Для сложного финансового инструмента, впервые размещаемого на рынке ценных бумаг, это выдающийся результат, поскольку стандартный объем выпусков новых инструментов на локальном рынке не превышает 20 млрд руб. в год.

Несмотря на сложившуюся неблагоприятную макроэкономическую ситуацию, вызванную ограничениями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, за счет оптимизации расходов и эффективного управления кредитным портфелем, чистая прибыль составила 0,3 млрд руб. при плановом убытке — 3,3 млрд руб. Показатель EBITDA ОАО «РЖД» в 2020 году составил 402,3 млрд руб.,что всего на 3,6 % ниже значения предыдущего года (+3,1 % к плану).

По итогам 2020 года, несмотря на снижение финансово-экономических показателей инвестиционная программа ОАО «РЖД» реализована в максимальном объеме с момента создания Компании на сумму 717 млрд руб.


Основные финансово-экономические результаты ОАО «РЖД» по РСБУ, млрд руб.
Показатели 2019 2020 Изменение к плану Изменение к предыдущему году
план факт +/− % +/− %
Всего доходов 1 848,1 1 776,5 1 813,1 36,6 102,1 −35,0 98,1
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги 1 641,9 1 597,8 1 615,3 17,5 101,1 −26,6 98,4
грузовые перевозки 1 503,4 1 478,1 1 495,3 17,2 101,2 −8,1 99,5
предоставление услуг инфраструктуры 110,6 95,3 96,5 1,2 101,2 −14,1 87,3
по грузовым перевозкам 4,0 4,8 5,0 0,2 105,2 1,0 125,8
в дальнем следовании 72,4 55,0 55,5 0,5 100,9 −16,9 76,6
в пригородном сообщении 34,2 35,5 36,0 0,4 101,2 1,8 105,3
пассажирские перевозки 27,9 24,4 23,5 −0,9 96,4 −4,4 84,2
в дальнем следовании 21,7 13,1 12,2 −0,9 93,4 −9,5 56,4
в пригородном сообщении 6,2 11,3 11,3 0,0 99,9 5,1 181,7
Доходы от прочих видов деятельности 206,2 178,7 197,8 19,1 110,7 −8,5 95,9
Всего расходов 1 681,8 1 684,2 1 695,8 11,6 100,7 13,9 100,8
Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги 1 498,5 1 519,2 1 515,9 −3,3 99,8 17,5 101,2
грузовые перевозки 1 350,1 1 366,2 1 364,7 −1,5 99,9 14,6 101,1
предоставление услуг инфраструктуры 122,3 125,5 123,5 −2,0 98,4 1,1 100,9
по грузовым перевозкам 3,6 4,3 4,6 0,2 105,2 0,9 125,8
в дальнем следовании 76,8 69,4 68,6 −0,8 98,9 −8,2 89,3
в пригородном сообщении 41,9 51,8 50,3 −1,5 97,2 8,4 120,1
пассажирские перевозки 26,0 27,5 27,7 0,2 100,8 1,7 106,7
в дальнем следовании 15,6 16,2 16,6 0,3 102,1 0,9 106,0
в пригородном сообщении 10,4 11,3 11,2 −0,1 98,8 0,8 107,8
Расходы от прочих видов деятельности 183,4 164,9 179,8 14,9 109,0 −3,5 98,1
Всего прибыль от продаж 166,3 92,3 117,3 25,0 127,0 −49,0 70,6
Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги 143,4 78,6 99,4 20,8 126,5 −44,0 69,3
Прибыль от прочих видов деятельности 22,9 13,8 17,9 4,2 130,3 −4,9 78,5
Результат от прочих доходов и расходовКомментарии к данной статье приведены в разделе «Прочие доходы и расходы», из них: −68,0 −88,3 −112,9 −24,6 127,9 −44,9 166,0
Социальные расходы −22,5 −23,8 −24,0 −0,2 100,7 −1,4 106,4
Затраты по кредитам и займам −73,2 −79,8 −78,4 1,3 98,3 −5,2 107,2
Изменение резервов и оценочных обязательств −11,3 11,4 −6,5 −17,9 −57,2 4,8 57,7
Прибыль до налогообложения 98,2 4,0 4,4 0,3 108,2 −93,9 4,4
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства −44,8 −7,3 −4,1 3,3 55,7 40,7 9,1
Чистая прибыль 53,5 −3,3 0,3 3,6 −8,6 −53,2 0,5
EBITDA 417,2 390,4 402,3 12,0 103,1 −14,8 96,4

Анализ доходов и расходов

Доходы от перевозок
Динамика изменения доходов от перевозок, млрд руб.
Показатель 2019 2020 Изменение к плану Изменение к предыдущему году
план факт +/− % +/− %
Доходы от перевозочных видов деятельности 1 641,9 1 597,8 1 615,3 17,5 1,1 −26,6 −1,6
Грузовые перевозки 1 503,4 1 478,1 1 495,3 17,2 1,2 −8,1 −0,5
Пассажирские перевозки 27,9 24,4 23,5 −0,9 −3,6 −4,4 −15,8
в дальнем следовании 21,7 13,1 12,2 −0,9 −6,6 −9,5 −43,6
в пригородном сообщении 6,2 11,3 11,3 0,0 −0,1 5,1 81,7
Предоставление услуг инфраструктуры 110,6 95,3 96,5 1,2 1,2 −14,1 −12,7
при грузовых перевозках 4,0 4,8 5,0 0,2 5,2 1,0 25,8
при пассажирских перевозках в дальнем следовании 72,4 55,0 55,5 0,5 0,9 −16,9 −23,4
при пассажирских перевозках в пригородном сообщении 34,2 35,5 36,0 0,4 1,2 1,8 5,3

Доходы от перевозок в 2020 году составили 1 615,3 млрд руб. со снижением к 2019 году на 26,6 млрд руб. (101,1 % к плану).


Доходы от грузовых перевозок

Доходы от грузовых перевозок составили 1495,3 млрд руб. со снижением к 2019 году на 8,1 млрд руб. (+1,2 % к плану). Изменение доходов к уровню 2019 года обусловлено следующими факторами:

  • снижением грузооборота на 2,5 % (−38,2 млрд руб.);
  • индексацией тарифов на грузовые перевозки на 3,5 % (доходы увеличены на 49,3 млрд руб.);
  • сохранившимися в 2020 году негативными тенденциями по изменению структуры перевозимых грузов, которые оказали влияние на снижение доходов в сумме 8,5 млрд руб.;
  • за счет тарифных преференций в рамках ценовых пределов, установленных в 2020 году и отсутствовавших в 2019 году, снижение доходов ОАО «РЖД» составило 10,7 млрд руб., в основном за счет экспортных перевозок угля и корректировки базовых тарифов, в рамках приказа ФАС России на перевозку газов энергетических на отдельных направлениях.

По итогам 2020 года доходная ставка составила 4,64 руб. / 10 ткм с ростом к уровню предыдущего года на +2,1 %.


Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании

Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании в 2020 году составили 12,2 млрд руб., что ниже уровня 2019 года на 9,5 млрд руб. (−43,6 %). Снижение доходов обусловлено снижением количества отправленных пассажиров в дальнем следовании в поездах «Сапсан», «Аллегро», «Ласточка» на 28,6 % по причине введения ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19.


Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении

Доходы от организации транспортного обслуживания пассажиров в пригородном сообщении на МЦК составили в 2020 году 11,3 млрд руб., с увеличением к уровню предыдущего года на 5,1 млрд руб. (+81,7 %) в связи с переходом на четырехминутный интервал движения с 21 ноября 2019 года и соответствующим ростом объема транспортной работы.


Доходы от предоставления услуг инфраструктуры

Доходы от предоставления услуг инфраструктуры при грузовых и пассажирских перевозках в 2020 году составили 96,5 млрд руб., что ниже уровня 2019 года на 14,1 млрд руб.(−12,7 %). Доходы от предоставления услуг инфраструктуры при грузовых перевозках в 2020 году составили 5,0 млрд руб., с ростом к 2019 году на 1,0 млрд руб. (+25,8 %), что связано с ростом объема оказываемых услуг по предоставлению доступа к объектам инфраструктуры. Доходы от предоставления услуг инфраструктуры при пассажирских перевозках снизились к уровню 2019 года на 15,1 млрд руб. (−14,2 %).


Расходы по перевозочным видам деятельности
Динамика изменения расходов по перевозочным видам деятельности, млрд руб.
Показатель 2019 2020 Изменение к плану Изменение к предыдущему году
план факт +/− % +/− %
Расходы по перевозочным видам деятельности 1 498,5 1 519,2 1 515,9 −3,3 −0,2 +17,5 +1,2
Расходы на оплату труда 453,5 470,6 465,4 −5,2 −1,1 +11,9 +2,6
Отчисления на социальные нужды 129,2 134,6 132,6 −2,0 −1,5 +3,3 +2,6
Материальные затраты 544,4 507,5 514,3 +6,8 +1,3 −30,1 −5,5
Материалы 52,8 52,3 57,1 +4,8 +9,1 +4,3 +8,1
Топливо 113,1 104,6 101,6 −3,0 −2,9 −11,5 −10,2
в том числе на тягу поездов 99,2 91,9 89,7 −2,2 −2,4 −9,5 −9,6
Электроэнергия 175,6 170,9 173,7 +2,8 +1,6 −1,9 −1,1
в том числе на тягу поездов 156,7 152,4 155,0 +2,6 +1,7 −1,7 −1,1
Прочие материальные затраты 203,0 179,7 182,0 +2,3 +1,3 −21,0 −10,3
Амортизация 240,1 262,7 262,4 −0,2 −0,1 +22,4 +9,3
Прочие расходы 131,2 143,9 141,2 −2,7 −1,8 +10,0 +7,6
Структура расходов по перевозочным видам деятельности в 2020 году, млрд руб.
Оптимизация расходов

ОАО «РЖД» на системной основе ведет работу, направленную на повышение эффективности деятельности, в том числе за счет реализации Программы повышения операционной эффективности и оптимизации расходовРазработана во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д. А. от 2 декабря 2016 года № ДМ-П9-71пр и направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»..

По итогам работы за 2020 год Компанией реализован комплекс мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов на сумму 42,7 млрд руб., из них по перевозочным видам деятельности — на сумму 38,8 млрд руб., по прочим видам деятельности — 3,9 млрд руб., что позволило существенно нивелировать ценовое давление на расходы Компании. Кроме того, Компания сократила затраты к первоначальному плану, утвержденному советом директоров ОАО «РЖД», на 90 млрд руб.


Общий результат достигнут за счет реализации комплекса мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов, в том числе по следующим направлениям

1. Повышение эффективности управления активами

13,5  млрд руб.

Основные эффекты получены за счет мероприятий:

  • по оптимизации парка тягового подвижного состава за счет повышения эффективности его использования в грузовом, маневровом и хозяйственном движении;
  • снижению инфраструктурных ограничений, совершенствованию ремонтно-восстановительной технологии обслуживания пути;
  • повышению эффективности процесса управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, зданий и сооружений;
  • повышению эффективности использования основных средств за счет консервации неиспользуемой их части, оптимизации непрофильных активов

2. Внедрение современных технологий и инноваций

0,8  млрд руб.

Основные задачи и мероприятия инновационного развития, а также целевые значения ключевых показателей эффективности инновационной деятельности определены с учетом стратегических целей развития ОАО «РЖД». Инструментами внедрения современных технологий и инновационного развития являются Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» и Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД», утвержденная советом директоров ОАО «РЖД».


3. Оценка и оптимизация текущих расходов

6,8  млрд руб.

Основной эффект по данному направлению получен за счет реализации программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также за счет реализации проектов программы «Бережливое производство», направленной на сокращение и устранение всех видов потерь, минимизацию затрат и, как следствие, на повышение эффективности всех процессов.


4. Повышение производительности труда

9,8  млрд руб.

Основные эффекты по направлению получены за счет совершенствования и внедрения новой техники, цифровизации, изменения технологических процессов и проведения организационных мероприятий, внедрения технических средств, предусматривающих безлюдные технологии в организации движения поездов, совершенствования технологических процессов при обслуживании объектов инфраструктуры, совмещения профессий и расширения зон обслуживания, применения гибких форм организации труда.


5. Прочие мероприятия

11,8  млрд руб.

Основные эффекты по данному направлению были получены за счет реализации мероприятий по повышению эффективности системы управления закупочной деятельностью и цепочками поставок, получения региональных преференций по налогу на имущество.


Доходы от прочих видов деятельности

Доходы Компании от прочих видов деятельности в 2020 году снизились на 4,1 % к уровню 2019 года до 197,8 млрд руб.

Прибыль от прочих видов деятельности в 2020 году составила 17,9 млрд руб., что ниже уровня 2019 года на 21,5 %, что обусловлено снижением спроса и действием ограничений, связанных с пандемией. Но частично их негативное влияние было нивелировано за счет расширения и продвижения портфеля услуг.


Прочие доходы и расходы

В 2020 году финансовый результат от прочих доходов и расходов составил −112,9 млрд руб. по сравнению с −68,0 млрд руб. в 2019 году.

Основными статьями прочих расходов являются процентные расходы и расходы, связанные с реализацией Коллективного договора ОАО «РЖД». При этом отрицательные курсовые разницы в размере 37,1 млрд руб. на фоне ослабления рубля относительно основных мировых валют в 2020 году определили ухудшение финансового результата по сравнению с прошлым годом, когда курсовые разницы были положительными на фоне укрепления рубля (14,6 млрд руб.).

Без учета влияния курсовых разниц совокупный положительный эффект к уровню прошлого года составил 6,8 млрд руб., обеспеченный ростом полученных от дочерних и зависимых обществ дивидендов на 11 млрд руб. к уровню прошлого года (в 1,4 раза).


Государственная поддержка ОАО «РЖД» в 2020 году

В 2020 году государственная поддержка ОАО «РЖД» из бюджетов различных уровней и Фонда национального благосостояния (ФНБ) получена в объеме 129,96 млрд руб., в том числе 84,18 млрд руб. из федерального бюджета (из них 35,60 млрд руб. — межбюджетный трансферт из бюджета Москвы), из ФНБ — 45,00 млрд руб., из региональных бюджетов и внебюджетных фондов — 0,79 млрд руб.


Уплата налогов и страховых взносов

Общая сумма начисленных к уплате налогов и страховых взносов за 2020 год по данным, отраженным в бухгалтерской отчетности по РСБУ, составила 294,8 млрд руб. или 91,0 % по отношению к 2019 году, в том числе:

  • федеральный бюджет — 18,6 млрд руб., или 54,1 % по отношению к 2019 году;
  • региональные и местные бюджеты — 119,1 млрд руб., или 88,1 % по отношению к 2019 году;
  • внебюджетные фонды — 157,1 млрд руб., или 107,7 % по отношению к 2019 году.