Инновационное развитие
Инновационное и научно-техническое развитие холдинга «РЖД» осуществляется в соответствии с приоритетами, определенными ДПР и Стратегией научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года («Белая книга») с учетом стратегических целей развития страны и трендов глобального технико-технологического развития.
Главным инструментом реализации ДПР за счет внедрения инноваций является Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» (далее — КПИР). На данный момент действует КПИР на период до 2025 годаУтверждена советом директоров ОАО «РЖД» (протокол от 26 февраля 2020 года № 13)., в которой предусмотрена реализация 11 групп ключевых проектов, содержатся предложения по развитию организационной структуры управления инновационной деятельностью и заложены механизмы партнерства, основанные на принципе открытых инноваций.
Основные направления инновационного развития Холдинга:
- развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве на основе ориентации на клиентов;
- создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта;
- внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов;
- установление требований для создания и внедрения инновационного подвижного состава;
- разработка и внедрение перспективных технических средств и технологий инфраструктуры путевого комплекса, железнодорожной автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, инновационных информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие системы управления безопасностью движения и методов управления рисками, связанных с безопасностью и надежностью перевозочного процесса;
- разработка и внедрение технических средств и технологий для развития скоростного и высокоскоростного движения;
- развитие технологий организации грузового тяжеловесного движения;
- повышение энергетической эффективности производственной деятельности;
- внедрение наилучших доступных технологий в природоохранной деятельности;
- развитие системы управления качеством.
Холдинг стремится стать центром генерации инновационного импульса в экономике, развивая взаимодействие с научными учреждениями страны, промышленными предприятиями, компаниями малого и среднего бизнеса, другими участниками национальной инновационной системы. Основной акцент сделан на развитии принципа открытых инноваций.
Инновационная деятельность холдинга «РЖД»
В инновационную деятельность холдинга «РЖД» в различной степени вовлечены все его подразделения. Они самостоятельно планируют и реализуют инновационные проекты, нацеленные на повышение экономических и внеэкономических показателей, систематически предоставляя актуальную информацию о проектах и ходе их реализации в среднесрочный план реализации КПИР. Деятельность по отбору инновационных проектов и мероприятий, мониторингу и контролю реализации КПИР осуществляет экспертная группа под руководством заместителя генерального директора — главного инженера ОАО «РЖД».
С участием железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» осуществляется апробация инновационных решений, а также обеспечивается взаимодействие Холдинга и участников инновационных экосистем в субъектах Российской Федерации, в том числе на базе региональных инновационных площадок.
В 2020 году за счет реализации инновационных проектов были обеспечены:
- повышение доходности, качества оказания услуг и уровня удовлетворенности пассажиров за счет эксплуатации электропоездов серии «Ласточка», нового подвижного состава для грузовых перевозок (инновационных полувагонов), инновационного подвижного состава для пассажирских перевозок (двухэтажных вагонов) и расширения полигона курсирования двухэтажных поездов;
- развитие Московского железнодорожного узла в части перевозок пассажиров по Московскому центральному кольцу и центральным диаметрам;
- снижение операционных издержек, повышение безопасности движения, оптимизация затрат за счет реализации инновационных проектов по внедрению систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта, развития автоматизированной системы построения прогнозных графиков движения поездов на основе имитационного моделирования, разработки и внедрения технологии интервального регулирования движения поездов «виртуальная сцепка», внедрения технологии вождения грузовых поездов машинистом без помощника;
- повышение безопасности движения за счет постоянного контроля за следованием подвижных единиц и состоянием объектов инфраструктуры, в том числе на основе предиктивной аналитики;
- повышение уровня информационной безопасности, развития технических средств диагностики инфраструктуры и подвижного состава;
- формирование единой межхозяйственной аппаратно-программной среды для обеспечения перехода к малолюдным технологиям в процессе технического и коммерческого приема подвижного состава на сортировочных станциях и внедрения современных систем автоматизации станционных процессов;
- повышение уровня безопасности движения поездов и транспортной безопасности, достижение высоких показателей эксплуатационной готовности в условиях гарантированного обеспечения предъявляемых объемов грузовых и пассажирских перевозок;
- повышение уровня информационной и транспортной безопасности, а также управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава;
- оптимизация расхода топливно-энергетических ресурсов и обеспечение эффективности перевозочного процесса за счет использования локомотивов нового поколения;
- сокращение вредного воздействия на окружающую среду (снижение выбросов недостаточно очищенных сточных вод и выбросов парниковых газов) за счет применения инновационных технологий.
В 2020 году совокупный объем затрат на реализацию инновационных проектов холдинга «РЖД», в том числе НИОКР, составил 197,43 млрд руб. Планируемый объем финансирования на 2021 год — 170,03 млрд руб.
Ключевые проекты по инновационному развитию в 2020 году
В рамках реализации КПИР в 2020 году осуществлены следующие инновационные проекты:
- разработана единая технологическая модель работы полигона Северного широтного хода;
- разработаны технические требования к перспективным двухэтажным электропоездам дальнего следования;
- в рамках реализации проекта по повышению скоростей движения на участке Москва — Нижний Новгород за счет внедрения технологии управления движением поездов путем передачи ответственной информации по радиоканалу на основе новой
системы DMR-RUS оборудовано 17 локомотивов серии ЭП20 для эксплуатации со скоростямисвыше 160 км/ч; - в постоянную эксплуатацию введена система управления движением поездов в автоматизированном режиме на Московской железной дороге и система управления локомотивом без машиниста для маневровой работы на Октябрьской железной дороге (ст. Лужская);
- устройство для моментального удаления наледей с пешеходных поверхностей «Ледокол» (ООО «Барабан НТО») по результатам испытаний на объектах Северной, Куйбышевской и Свердловской железных дорог подтвердило свою эффективность. Первичная потребность по сети составляет 111 ед.;
- комплексная пневматическая, гидроимпульсная очистка теплотехнического оборудования (ООО «Р-техно») включена в инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2021 год по итогам испытаний;
- погружной датчик для определения содержания нефтепродуктов в сточных водах (ООО «Институт Газэнергопроект») показал свою эффективность при опытной эксплуатации на Московской железной дороге.
По проекту «Управления движением электропоездов в автоматическом режиме» в 2020 году на МЦК осуществлены приемочные испытания системы автоматического управления электропоездом «Ласточка» ЭС2Г-113, оснащенного комплексом «машинного зрения», и осуществлена закупка одного дополнительного электропоезда ЭС2Г-136, оснащенного комплексом «машинного зрения» для последующих тестовых поездок в паре с ЭС2Г-113. В будущем это позволит перейти на полностью автоматический режим работы. Одновременно с этим ведется и в 2021 году продолжится разработка конструкторской документации на опытный образец электропоезда «Ласточка», предназначенный для работы полностью в автоматическом режиме.
Реализация проектов в рамках Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД»
Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года (Стратегия) увязана с ДПР по срокам, финансовым параметрам, мероприятиям и целевым показателям. Финансовые показатели Стратегии также увязаны с трехлетней инвестиционной программой ОАО «РЖД». Проекты цифровой трансформации включают не только внедрение цифровых технологий, но и мероприятия по оптимизации бизнес-процессов, актуализации нормативно-правовых документов и формированию цифровой культуры у сотрудников Компании.
Основным продуктом трансформации ОАО «РЖД» станут восемь цифровых платформ:
- мультимодальных пассажирских перевозок;
- мультимодальных грузовых перевозок;
- транспортно-логистических узлов;
- оператора линейной инфраструктуры;
- логистического оператора электронной коммерции;
- управления перевозочным процессом;
- непроизводственных процессов;
- тягового подвижного состава.
На их базе будут созданы цифровые сервисы, позволяющие более эффективно использовать существующие в Компании цифровые активы, в первую очередь данные информационных систем, и благодаря этому снижать операционные затраты или получать дополнительные доходы. Потребителями этих сервисов будут как внутренние клиенты (функциональные заказчики, персонал Компании), так и внешние, в первую очередь пассажиры и грузоотправители. Стратегия предусматривает реализацию 55 проектов, основанных на использовании перспективных сквозных технологий, включая интернет вещей, большие данные, распределенные реестры (блокчейн), искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальность, новые технологии передачи данных (включая квантовые коммуникации).
В 2020 году реализованы следующие наиболее значимые проекты по цифровой трансформации Компании.
- Международная интермодальная перевозка контейнеров в рамках проекта «ИНТЕРТРАН» по безбумажной технологии по маршруту порт Нинбо (Китай) — порт Владивосток (Россия) — ст. Колядичи (Беларусь).
- Запущен новый сайт ОАО «РЖД», стартовая страница которого ориентирована на пассажира: билеты, бонусная программа, акции, контактная информация. Развиваются мобильные сервисы: через мобильное приложение «РЖД Пассажирам» оформлено 14,7 млн билетов в дальнем следовании и 2 млн билетов в пригородном сообщении.
- Запущен обмен документами через межведомственный электронный документооборот (МЭДО), реализовано взаимодействие с ФНС в режиме налогового мониторинга. 126 подразделений Компании участвуют в эксперименте по электронному кадровому документообороту.
- Выполнено развитие внутренних цифровых инструментов, таких как Сервисный портал работника, на котором появилось 10 новых сервисов. В настоящий момент работникам ОАО «РЖД» доступно более 40 цифровых сервисов, а количество пользователей превысило 600 тыс.
- Успешно заработал Карьерный портал ОАО «РЖД», на котором ежемесячно фиксируется более 100 тыс. посещений как сотрудников, так и внешних пользователей, кому интересна работа в Компании.
- В рамках развития автоматизированной системы «Зарубежные проекты» внедрены сервисы, обеспечивающие дополнительные возможности по управлению зарубежными проектами ОАО «РЖД».
- Проведено тестирование сервиса оформления проездных документов на поезда дальнего следования для пассажиров с инвалидностью с использованием сведений Федерального реестра инвалидов.
- В рамках проекта «Цифровая железнодорожная станция» введены в промышленную эксплуатацию модули контроля исполнения и планирования для ст. Кинель Куйбышевской железной дороги и Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги.
- Запущен в новом интерфейсе личный кабинет клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок.
- Реализован автоматизированный конструктор портфеля услуг в сфере грузовых перевозок по запросам клиентов.
- Внедрены новые программные модули интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (далее — ИСУЖТ), завершена разработка ключевого функционала проекта ИСУЖТ на Восточном полигоне.
- Реализован сервис жизненного цикла рельсовой продукции по технологии блокчейн.
- Завершена разработка первой очереди системы управления жизненным циклом объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» на основе технологии цифрового моделирования в строительстве (BIM).
Квантовые коммуникации
В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительство Российской Федерации определило компанию ОАО «РЖД» ответственной за развитие высокотехнологичной области «Квантовые коммуникации». ОАО «РЖД» совместно с ведущими научными центрами и экспертным сообществом разработали дорожную карту, которая в августе 2020 года была утверждена президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Развитие квантовых коммуникаций в России позволит создать комплексную защищенную инфраструктуру цифровой экономики, системы государственного управления, что особенно важно с учетом современных угроз в области информационной безопасности. Основными потребителями будут ОАО «РЖД», как оператор критически важной транспортной инфраструктуры, а также телеком-операторы, органы государственной власти, финансовые организации, организации здравоохранения, операторы критической инфраструктуры, организации, оперирующие объектами интеллектуальной собственности.
В качестве координирующего органа в ОАО «РЖД» образован Управляющий комитет по реализации дорожной карты развития высокотехнологичной области «Квантовые коммуникации», а также секция «Квантовые коммуникации» НТС ОАО «РЖД» как экспертный совет, в состав которого вошли ведущие эксперты и представители научных и производственных организаций.