Ключевые риски ОАО «РЖД»

Риски, связанные с реализацией ДПР

Ключевые риски ОАО «РЖД», связанные с реализацией ДПР до 2025 года, определены с учетом их влияния на достижение КПЭ и сгруппированы в категории по источнику возникновения. В дальнейшем они декомпозируются как факторы рисков по направлениям деятельности.


Группа факторов рисков Наименование
риск-факторов
Мероприятия, снижающие вероятность наступления или влияние рисков вследствие воздействия риск-факторов
Макроэкономические Ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение грузовой базы проектов, в том числе за счет ужесточения санкций

Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг, с полным и объективным информированием о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений

Реализация комплекса мер по повышению эффективности, долгосрочные договоры с поставщиками

Принятие решений о предоставлении институтам развития дополнительной ликвидности

Опережающий прогноз роста цен на потребляемую продукцию, в том числе нефтепродукты и электроэнергию
Государственное регулирование Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта

Поиск альтернативных источников и механизмов финансирования

Оптимизация технических решений по капитальным проектам

Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке

Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД» с полным и объективным информированием их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для Компании

Изменение государственного регулирования/поддержки других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта
Либерализация рынка пассажирских железнодорожных перевозок
Либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок
Снижение объема государственного финансирования
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте
Рыночные Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений

Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями

Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах

Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах

Реализация проектов, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

Инвестиционные Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры Оптимизация технических решений
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы Совершенствование системы управления инвестиционными проектами
Налоговые Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики
Управленческие Недостаточность компетенций персонала в области управления Совершенствование системы управления
Кадровые Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя

Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского и обеспечение конкурентоспособного уровня

Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и подготовке

Реализация социальных целевых программ

Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников

Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе
Научно-технические и технологические Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД»
Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения
Технологические Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы компании Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками

К рискам, реализация которых приведет к наибольшему влиянию на выполнение ДПР, относятся:

  • отставание доходной ставки от индексации тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;
  • отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;
  • существенное изменение моделей рынка грузовых и пассажирских перевозок с сокращением доли холдинга «РЖД» в перевозочных сегментах.

Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски Компании планирует постоянно взаимодействовать с государственными органами и основными потребителями услуг Компании, информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных негативных последствий реализации рисков ОАО «РЖД» будет повышать клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализовывать программу повышения эффективности.